Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Анализ хозяйственной деятельности коммерческой организации

Анализ хозяйственной деятельности

Задача 1

На основании исходной информации проанализировать динамику товарной продукции, цен и натуральных объемов выпуска. Выявить наметившиеся тенденции.

Таблица 1 - Перечень исходной информации для выполнения задания АХД (решения задач).

Показатель

Изделие А

Изделие Б

Изделие В

Итого по предприятию

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

2010 г.

2011 г.

Объем продаж, шт.

1350

1470

4300

4500

5000

5075

10650

11045

Цена без НДС единицы готового изделия, р.

150

155

250

265

310

320

Ср. взвешен. 265,493

Ср. взвешен. 275,6315

Себестоимость единицы готового изделия, р.

110

115

210

215

275

280

Средн. 198,333

Средн. 203,333

В том числе удельные переменные издержки, р.

80

83

180

183

250

255

-

-

Сумма постоянных расходов, р.

30

32

30

32

25

25

294500

317915

Расчет средневзвешенной цены определим по формуле:

Ср.взвеш.цена = ∑(Цi*Vi) / Vпр (1)

Ср.взвеш.цена 2010 г. = (1350*150+4300*250+5000*310) / 10650 = 265,493 руб.

Ср.взвеш.цена 2011 г. = (1470*155+4500*265+5075*320) / 11045 = 275,6315 руб.

Для расчета темпов роста необходимо величины отчетного года разделить на величины прошлого года и выразить результат в процентах.

Товарная продукция - это выручка, определяемая суммой произведений цен и объемов выпуска (табл. 2).

Таблица 2 - Анализ динамики товарной продукции за 2010-2011 гг., тыс.руб.

Показатели

2010 год

2011 год

Изменения (+, -)

Темп роста, %

Изделие А

203

228

25

112,32

Изделие Б

1075

1193

118

110,98

Изделие В

1550

1624

74

104,78

Итого по предприятию

2828

3045

217

107,67

Таблица 3 - Анализ динамики товарной продукции за 2010-2011 гг., штук

Показатели

2010 год

2011 год

Изменения (+, -)

Темп роста, %

Изделие А

1350

1470

120

108,89

Изделие Б

4300

4500

200

104,65

Изделие В

5000

5075

75

101,5

Итого по предприятию

10650

11045

395

103,71

Индекс роста цен за единицу продукции составил:

по Изделию А: 155/150 = 1,033

по Изделию Б: 265/250 = 1,06

по Изделию В: 320/310 = 1,032

Выводы по табл. 2,3: В отчетном году произошло увеличение товарной продукции на 7,67% в целом по предприятию. При этом по изделию «А» темп роста составил 112,32%, по изделию «Б» 110,98%, по изделию «В» 104,78%. Индекс цен по изделию «А» составил 1,033, по изделию «Б»1,06, по изделию «В» 1,032.

Структурный (вертикальный) анализ - это анализ соотношений каждого составляющего в итоговом целом. Структурные соотношения обычно измеряют либо в процентах, либо в долях от единицы. Итоговая сумма всегда 100% или 1 (табл. 4).

Таблица 4 - Вертикальный анализ товарной продукции за 2010-2011 гг., шт.

Показатели

Товарная продукция, шт.

Структура, %

Структура, доли

2010 год

2011 год

2010 год

2011 год

2010 год

2011 год

Изделие А

1350

1470

12,68

13,31

0,127

0,133

Изделие Б

4300

4500

40,38

40,74

0,404

0,407

Изделие В

5000

5075

46,95

45,95

0,470

0,459

Итого по предпр.

10650

11045

100,00

100,00

1,00

1,00

Вывод по табл. 4: в отчетном году особых структурных изменений не наблюдается, небольшой рост доли изделия «А» с 12,68% до 13,31%, также небольшой рост доли изделия «Б» с 40,38% до 40,74% и снижение изделия «В» с 46,95% до 45,95% существенного влияния на структуру товарной продукции не оказал.

Задача 2

На основании исходной информации проанализировать факторы изменения прибыли и рентабельности в целом по предприятию.

Решение: Модель для факторного анализа:

Прибыль = Vпродаж*∑ (уд.вес*(Ц-уд.пер)) - Пост.

продаж - объем продаж в натуральном исчислении (шт, л, м.),

уд.вес. - структура (отношение объема каждого наименования к итого выпуску), Ц - цена без НДС изделия каждого наименования (руб/ед.),

уд.пер. - удельные переменные издержки по каждому изделию (руб/ед.), Пост. - сумма постоянных издержек в целом по предприятию (руб).

Для более точного расчета влияния факторов объема, цен, издержек и структуры следует выполнить факторный анализ прибыли. Предлагаемая модель является смешанной, поэтому допустимый метод факторного анализа - цепная подстановка.

Обозначим индексами: 0 - прошлый год; 1 - отчетный год

Прибыль0 = Vпродаж0*∑ (уд.вес0*(Ц0-уд.пер0)) - Пост0.

Прибыль0 = 10650*(0,127*(150-80)+0,404*(250-180)+0,469*(310-250))-294500 = 401000 руб.

Прибыль усл1 = Vпродаж1*∑ (уд.вес0*(Ц0-уд.пер0)) - Пост0.

Прибыль усл1 = 11045*(0,127*(150-80)+0,404*(250-180)+0,469*(310-250))-294500= 426795,5 руб.

Прибыль усл2 = Vпродаж1*∑ (уд.вес1*(Ц0-уд.пер0)) - Пост0.

Прибыль усл2 = 11045*(0,133*(150-80)+0,407*(250-180)+0,459*(310-250))- 294500 = 427900 руб.

Прибыль усл3 = Vпродаж1*∑ (уд.вес1*(Ц1-уд.пер0)) - Пост0.

Прибыль усл3 = 11045*(0,133*(155-80)+0,407*(265-180)+0,459*(320-250))-294500 = 553500 руб.

Прибыль усл4 = Vпродаж1*∑ (уд.вес1*(Ц1-уд.пер1)) - Пост0.

Прибыль усл4 = 11045*(0,133*(155-83)+0,407*(265-183)+0,459*(320-255))-294500 = 510215 руб.

Прибыль1 = Vпродаж1*∑ (уд.вес1*(Ц1-уд.пер1)) - Пост1.

Прибыль1 = 11045*(0,133*(155-83)+0,407*(265-183)+0,459*(320-255))-317915 = 486800 руб.

Далее вычисляем влияние каждого фактора на итоговое изменение прибыли.

Изм.Прибыли за счет объемов = Прибыль усл1 - Прибыль 0

Изм.Прибыли за счет объемов = 426795,5-401000 = 25795,54 руб.

Изм.Прибыли за счет структуры = Прибыль усл2 - Прибыль усл1

Изм.Прибыли за счет структуры = 427900-426795,5 = 1104,46 руб.

Изм.Прибыли за счет цен = Прибыль усл3 - Прибыль усл2

Изм.Прибыли за счет цен = 553500-427900=125600 руб.

Изм.Прибыли за счет переменных = Прибыль усл4 - Прибыль усл3

Изм.Прибыли за счет переменных = 510215-553500= - 43285 руб.

Изм.Прибыли за счет постоянных = Прибыль 1 - Прибыль усл4

Изм.Прибыли за счет постоянных = 486800-510215= - 23415 руб.

Суммарное изм.Прибыли = Прибыль 1 - Прибыль 0

Суммарное изм.Прибыли = 486800-401000=85800 руб.

Суммарное изм.Прибыли = ∑Изм.Прибыли за счет...

Суммарное изм.Прибыли = 25795,54+1104,46+125600-43285-23415=85800 руб.

Анализируя показатели данных расчетов мы можем сделать вывод о том, что в отчетном году произошел рост прибыли на 85800 руб., в том числе за счет роста объемов реализации прибыль возросла на 25795,54 руб., за счет изменения структуры на 1104,46, за счет роста цен на 125600 руб., снижение прибыли произошло из-за изменений переменных и постоянных издержек на 43285 и 23415 руб. соответственно.

Рассчитаем рентабельность в прошлом и отчетном годах.

Rпр = прибыль / (переменные+постоянные)

Rпр0= 401000 / (1350*80+4300*180+5000*250+294500) = 16,53%

Rпр1 = 486800/ (1470*83+4500*183+5075*255+486800) = 19,03%

Изм.R = 19,03-16,53 = 2,5%

Для выявления влияния проанализированных факторов на изменение рентабельности (+2,5%) можно воспользоваться методом долевого участия (или пропорционального деления). Представим расчеты в виде аналитической таблицы.

Таблица

факторы

изм.Прибыли, р.

доли

изм. R, %

объем

25795,54

0,30

0,75

структура

1104,46

0,013

0,03

цены

125600

1,46

3,66

Переменные

- 43285

-0,51

-1,26

Постоянные

- 23415

-0,27

-0,68

итого

85800

1,00

2,5

Таким образом, в отчетном году рентабельность выросла на 2,5%, в том числе за счет роста объемов реализации рентабельность увеличилась на 0,75%, произошло незначительное повышение рентабельности за счет изменения структуры на 0,03%, за счет роста цен рентабельность увеличилась на 3,66%, но снизилась из-за изменения постоянных и переменных издержек на 1,26% и 0,68%.

прибыль рентабельность издержка актив

Задача 3

Спланировать объемы производства, цены, текущие издержки на основании выявленных тенденций и рассчитать экономические последствия для предприятия при сохранении этих тенденций на планируемый год, следующий за двумя анализируемыми (прошлым и отчетным) годами.

Решение:

Предполагается, что темпы роста объемов, цен и издержек останутся на том же уровне.

При расчете товарной продукции в денежном выражении используем темп роста товарной продукции из табл. 2.

Таким образом, товарная продукция составит:

по изделию «А» = 228*1,1232 = 256 тыс.руб.;

по изделию «Б» = 1193*1,1098 = 1324 тыс.руб.;

по изделию «В» = 1624*1,0478 = 1702 тыс.руб.

Товарная продукция в абсолютном выражении составит:

по изделию «А» = 1470*1,0889 = 1601 шт.;

по изделию «Б» = 4500*1,0465 = 4709 шт.;

по изделию «В» = 5075*1,015 = 5151 шт.

Таблица 5 - Вертикальный анализ товарной продукции по прогнозу, тыс.руб

Показатели

Товарная продукция, тыс.руб.

Структура, %%

Структура, доли

2011 год

прогноз

2011 год

прогноз

2011 год

прогноз

Изделие А

228

256

7,49

7,8

0,075

0,078

Изделие Б

1193

1324

39,18

40,34

0,392

0,403

Изделие В

1624

1702

53,3

51,85

0,533

0,519

Итого

3045

3282

100,00

100,00

1,000

1,000

Таблица 6 - Вертикальный анализ товарной продукции по прогнозу, шт.

Показатели

Товарная продукция, шт.

Структура, %%

Структура, доли

2011 год

прогноз

2011 год

прогноз

2011 год

прогноз

Изделие А

1470

1601

13,31

13,97

0,133

0,140

Изделие Б

4500

4709

40,74

41,09

0,407

0,411

Изделие В

5075

5151

45,95

44,94

0,459

0,449

Итого

11045

11461

100,00

100,00

1

1

Известно, что при росте объема производства переменные затраты также увеличиваются, а постоянные затраты должны оставаться на прежнем уровне. Также известно, что оптимальным вариантом является, когда темп роста выручки превышает темп роста затрат, поэтому при планировании переменных расходов на единицу продукции будем их увеличивать в размере темпа роста товарной продукции за вычетом 2%, с тем, чтобы рост переменных затрат не превысил темп роста товарной продукции:

Тогда переменные затраты на единицу продукции по прогнозу составят:

по изделию «А» = 83*1,1032 = 92 руб.;

по изделию «Б» = 183*1,0898 = 199 руб.;

по изделию «В» = 255*1,0278 = 268 руб.

Постоянные расходы на единицу продукции оставим на прежнем уровне.

Полученные расчеты сведем в табл. 7.

Таблица 7 - Перечень исходной информации для выполнения задания АХД (решения задач).

Показатель

Изделие А

Изделие Б

Изделие В

Итого по предприятию

2011..

прогноз

2011г.

прогноз

2011 г.

прогноз

2011 г.

прогноз

Объем продаж, шт.

1470

1601

4500

4709

5075

5151

11045

11461

Формы и системы оплаты труда, области их эффективного использования
В рыночных условиях хозяйствования предприятиям предоставлена большая свобода в использовании трудовых ресурсов и определении форм и размеров оплаты труда сотрудников. Сотрудники же, в свою очередь, достаточно свободно могут выбирать предприятие, на котором им будут предлож ...

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...