Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Экологическая экспертиза

Двадцатое и двадцать первое столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более десяти миллионов человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.

На наших глазах экология приобретает черты всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения, превращается в учение о путях выживания человечества. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека.

В связи с вышесказанным особое место в сохранении и охране природных богатств занимают вопросы управления экоразвитием и экологизацией. Хотя эти вопросы в настоящее время и ставятся в основном на международном уровне, они могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства, экологической политикой, а также экологическим состоянием государства.

Понятие экологической экспертизы

Экологическая экспертиза - установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы.[1]

Цели проведения экологической экспертизы:

1. проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества;

2. предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;

. определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Законодательство РФ об экологической экспертизе:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 1 74-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная.

Принципы проведения экологической экспертизы:

1. обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта;

2. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду;

. обязательность учета требований экологической безопасности при проведении;

. достоверность и полнота предоставляемой информации;

. независимость экспертов;

. гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения;

. ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

1. договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства;

2. проекты международных договоров и правовых актов РФ;

. проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары;

. проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ;

. технико-экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.;

. документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

. материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.

В соответствии с законодательством в России осуществляются:

· государственная экологическая экспертиза;

· общественная экологическая экспертиза.

Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.

В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.[2]

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям:

· основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы;

· они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральным законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;

· проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

· проекты соглашений о разделе продукции;

· материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

· проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

· объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.

Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых.

Практическая часть

.1 Задача 1

Определение суммы платежей. Определите платежи предприятия за загрязнение окружающей среды по двухставочной или трехставочной формулам.

Таблица 1 - Данные для решения практической задачи 1.

Вариант

Фактический сброс загрязняющих веществ, тонн в год

Взвешанные вещества

БПК полн.

Азот аммонийный

Азот нитритный

Азот нитратный

Хлориды

Сульфаты

Нефтепродукты

Фенолы

Железо общ.

Медь

Цинк

Марганец

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

21

67,64

20,04

4,66

0,06

8,12

471,36

744,65

0,99

0,0289

4,68

0,02

0,065

0,383

Утвержденный ПДС, тонн/год

77,335

23,074

3,077

0,154

12,89

323,392

509,39

0,385

0,007

3,077

0,038

0,077

0,308

Норматив платы за сброс в пределах ПДС, руб.

0,34

0,73

5,55

110,88

0,25

0,007

0,02

44,35

2217,5

22,18

2217,5

221,75

221,75

Выбросы i-го вещества в пределах лимитов

80,235

24,205

3,011

0,172

18,23

405,692

712,23

0,236

0,01

3,162

0,256

0,006

0,536

Решение.

Суммарный платеж рассчитывается по формуле:

, (1)

где: λ-коэффициент экологической ситуации;

- ставка платежа за выбросы i вещества в пределах установленного норматива (руб/тонн);

- нормативные (в пределах ПДВ,ПДС) выбросы I вещества (тонны, утвержденные предприятием);

- фактические выбросы i вещества (тонны, рассчитываются предприятием);

n - количество выбрасываемых ингридиентов.

Если вторая компонента не рассчитывается (равна 0 или отрицательное значение).

Взвешенные вещества.

Итого: 100.18руб.

БПК полн.

Итого: 63.94 руб.

Азот аммонийный.

Итого: 232.44 руб.

Азот нитритный.

руб.

Итого:65.07 руб.

Азот нитратный.

Итого: 12.28 руб.

Хлориды.

Итого: 28.36 руб.

Сульфаты.

Итого: 128.46 руб.

Нефтепродукты.

Итого: 576.21 руб.

Фенолы.

Итого: 984.26 руб.

Железо общ.

Итого: 937.34 руб.

Медь.

Итого: 321.05 руб.

Цинк.

Итого: 65.05 руб.

Марганец.

Итого:577.05 руб.

Вывод: таким образом, наибольшие платежи предприятия за фенол и железа общ., в связи с их сверхлимитными выбросами. В данной ситуации нужно попытаться принять меры для сокращения выбросов этих вредных веществ.

.2 Задача 2

В городе Н, площадь которого составляет 700 , имеются три промышленных предприятия. Основные технико-экономические показатели предприятий приведены в таблице 2.

Таблица 2 Основные технико-экономические показатели предприятий

Показатель

Предприятие

№1

№2

№3

Выпуск продукции ТП, тыс.руб.

9000

10500

10000

Реализация, тыс. руб.

10000

11500

11000

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

7900

8900

8400

Численность всего, чел. в т.ч. промышленно производственный персонал (ППП)

800 750

750 690

900 840

Население города составляет 85 тыс. человек. Каждое предприятие производит выброс загрязняющих веществ в размере 270 тыс.тонн, 280 тыс.тонн и 265 тыс.тонн.

Сумма платежей составила: 2000 тыс.руб., 2200 тыс.руб. и 1800 тыс.руб., причем 30% платежей уплачено в пределах ПДК, а остальная часть за выбросы, превышающие ПДК и лимиты.

Ежегодно предприятие выделяют средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды в размере: 270 тыс.руб., 260 тыс.руб. и 250 тыс.руб.

В результате проведенных мероприятий удалось сократить выброс вредных веществ на 110 тыс.тонн, 107 тыс.тонн и 105 тыс.тонн. Все три предприятия относятся к отрасли, выброс которой за отчетный год составил 5300 тыс. тонн; выбросы по всему региону, в котором находится город Н, составил 3500 тыс. тонн.

Требуется провести эколого-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, а также дать оценку экологического состояния города.

Решение данной задачи можно представить несколькими методами.

I. По методу нормированного сравнения.

Здесь необходимо проранжировать предприятия по трем показателям, исходные данные для анализа приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Исходные данные для анализа

Показатель

Предприятие

№1

№2

№3

Выпуск продукции ТП, тыс.руб.

10000

10500

10000

Численность, человек

800

750

900

Выбросы вредных веществ, тыс. тонн.

270

280

265

Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб.

0.027

0.0267

0.0265

Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек

0.3375

0.3733

0.2944

Данные, приведенные в таблице 2 необходимо нормировать. Для этого воспользуемся формулой

Нормированный показатель = (знач.-min) / (max - min) (2)

Где: знач. - значение показателя;

min - минимальное значение показателя;

max - максимальное значение показателя.

Нормированные значения показателей приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Нормированные значения показателей.

Нормированный показатель

Предприятие

№1

№2

№3

Выбросы вредных веществ, тыс. тонн.

0.33

1

0

Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб.

1

0.4

0

Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек

0.55

1

0

Для того чтобы получит таблицу оценок по какому-либо одному показателю, следует рассчитывать сумму нормированных значений показателя между предприятиями, который указан по строке и по столбцу таблицы 4.

Таблица 5 - Сравнительная оценка по каждому из показателей

Предприятие

№1

№2

№3

1. Выбросы вредных веществ, тыс. тонн

№1

0

0.67

- 0.33

№2

-0.67

0

-1

№3

0.33

1

0

2. Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб.

№1

0

-0,6

-1

№2

0,6

0

-0.4

№3

1

0.4

0

3. Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек

№1

0

0,45

-0,55

№2

-0,45

0

-1

№3

0,55

1

0

После того как оценочные таблицы для отдельных показателей определены, следует найти суммарную оценку районов. Это определяется путем суммирования оценок по отдельным показателям.

Таблица 6 - Суммарная оценка предприятий по трем показателям

№ п/п

№1

№2

№3

Итого

Знач. - min

Знач. / max ∙ 100%

№1

0

0.52

-1.88

-1.36

1.88

25

№2

- 0.52

0

-2.4

-3.24

0

0

№3

1.88

2.4

0

4.28

7.52

100

Проведя сравнительную оценку экологического состояния трех предприятий города Н, можно сделать вывод:

• Наиболее безопасным по выбросам загрязняющих веществ является предприятие №3, так как на данное предприятие приходится 100 % безопасности;

• На 2-ом месте предприятие №1, так как на него приходится 25 % безопасности;

• Наиболее опасным по выбросам загрязняющих веществ является предприятие № 2. Результаты оценки необходимо представить в виде диаграммы.

Рисунок 1 - Диаграмма сравнительной экологической безопасности предприятий

. По матричному методу

. Строится матрица исходных данных

. Строится матрица стандартизированных коэффициентов путем деления каждого значения в матрице исходных данных на максимальное значение в соответствующей графе.

. Составляется матрица квадратов стандартизированных коэффициентов путем возведения в квадрат каждого значения предыдущей таблицы.

. Полученные значения суммируются по каждой строке матрицы (по каждому предприятию).

. Полученные результаты необходимо прокомментировать.

Исходные данные приведены в таблице 7 - Исходные данные для решения задачи матричным методом

Таблица 7 - Исходные данные для решения задачи матричным методом

      Анализ хозяйственной деятельности предприятия
      Производственная практика предусматривает закрепление и практическое применение полученных знаний по вопросам экономики, управления и организации производства и труда, финансам, бухучета и др. дисциплинам на предприятиях и в организациях, банках, налоговых инспекциях и други ...

      Анализ финансового состояния ОАО Орбита
      При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...