Категории
Экологическая экспертиза
Двадцатое и двадцать первое столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более десяти миллионов человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.
На наших глазах экология приобретает черты всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения, превращается в учение о путях выживания человечества. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека.
В связи с вышесказанным особое место в сохранении и охране природных богатств занимают вопросы управления экоразвитием и экологизацией. Хотя эти вопросы в настоящее время и ставятся в основном на международном уровне, они могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства, экологической политикой, а также экологическим состоянием государства.
Понятие экологической экспертизы
Экологическая экспертиза - установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы.[1]
Цели проведения экологической экспертизы:
1. проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества;
2. предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
. определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Законодательство РФ об экологической экспертизе:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 1 74-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная.
Принципы проведения экологической экспертизы:
1. обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта;
2. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду;
. обязательность учета требований экологической безопасности при проведении;
. достоверность и полнота предоставляемой информации;
. независимость экспертов;
. гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения;
. ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1. договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства;
2. проекты международных договоров и правовых актов РФ;
. проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары;
. проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ;
. технико-экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.;
. документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
. материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии с законодательством в России осуществляются:
· государственная экологическая экспертиза;
· общественная экологическая экспертиза.
Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.
В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.
В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.[2]
Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям:
· основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы;
· они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральным законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
· проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
· проекты соглашений о разделе продукции;
· материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
· проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
· объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.
Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых.
Практическая часть
.1 Задача 1
Определение суммы платежей. Определите платежи предприятия за загрязнение окружающей среды по двухставочной или трехставочной формулам.
Таблица 1 - Данные для решения практической задачи 1.
Вариант |
Фактический сброс загрязняющих веществ, тонн в год |
||||||||||||
Взвешанные вещества |
БПК полн. |
Азот аммонийный |
Азот нитритный |
Азот нитратный |
Хлориды |
Сульфаты |
Нефтепродукты |
Фенолы |
Железо общ. |
Медь |
Цинк |
Марганец |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
21 |
67,64 |
20,04 |
4,66 |
0,06 |
8,12 |
471,36 |
744,65 |
0,99 |
0,0289 |
4,68 |
0,02 |
0,065 |
0,383 |
Утвержденный ПДС, тонн/год |
77,335 |
23,074 |
3,077 |
0,154 |
12,89 |
323,392 |
509,39 |
0,385 |
0,007 |
3,077 |
0,038 |
0,077 |
0,308 |
Норматив платы за сброс в пределах ПДС, руб. |
0,34 |
0,73 |
5,55 |
110,88 |
0,25 |
0,007 |
0,02 |
44,35 |
2217,5 |
22,18 |
2217,5 |
221,75 |
221,75 |
Выбросы i-го вещества в пределах лимитов |
80,235 |
24,205 |
3,011 |
0,172 |
18,23 |
405,692 |
712,23 |
0,236 |
0,01 |
3,162 |
0,256 |
0,006 |
0,536 |
Решение.
Суммарный платеж рассчитывается по формуле:
, (1)
где: λ-коэффициент экологической ситуации;
-
ставка платежа за выбросы i
вещества в пределах установленного норматива (руб/тонн);
-
нормативные (в пределах ПДВ,ПДС) выбросы I
вещества (тонны, утвержденные предприятием);
-
фактические выбросы i
вещества (тонны, рассчитываются предприятием);
n - количество выбрасываемых ингридиентов.
Если
≤
вторая компонента не рассчитывается (равна 0
или отрицательное значение).
Взвешенные вещества.
Итого: 100.18руб.
БПК полн.
Итого: 63.94 руб.
Азот аммонийный.
Итого: 232.44 руб.
Азот нитритный.
руб.
Итого:65.07 руб.
Азот нитратный.
Итого: 12.28 руб.
Хлориды.
Итого: 28.36 руб.
Сульфаты.
Итого: 128.46 руб.
Нефтепродукты.
Итого: 576.21 руб.
Фенолы.
Итого: 984.26 руб.
Железо общ.
Итого: 937.34 руб.
Медь.
Итого: 321.05 руб.
Цинк.
Итого: 65.05 руб.
Марганец.
Итого:577.05 руб.
Вывод: таким образом, наибольшие платежи предприятия за фенол и железа общ., в связи с их сверхлимитными выбросами. В данной ситуации нужно попытаться принять меры для сокращения выбросов этих вредных веществ.
.2 Задача 2
В
городе Н, площадь которого составляет 700 ,
имеются три промышленных предприятия. Основные технико-экономические показатели
предприятий приведены в таблице 2.
Таблица 2 Основные технико-экономические показатели предприятий
Показатель |
Предприятие |
||
№1 |
№2 |
№3 |
|
Выпуск продукции ТП, тыс.руб. |
9000 |
10500 |
10000 |
Реализация, тыс. руб. |
10000 |
11500 |
11000 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
7900 |
8900 |
8400 |
Численность всего, чел. в т.ч. промышленно производственный персонал (ППП) |
800 750 |
750 690 |
900 840 |
Население города составляет 85 тыс. человек. Каждое предприятие производит выброс загрязняющих веществ в размере 270 тыс.тонн, 280 тыс.тонн и 265 тыс.тонн.
Сумма платежей составила: 2000 тыс.руб., 2200 тыс.руб. и 1800 тыс.руб., причем 30% платежей уплачено в пределах ПДК, а остальная часть за выбросы, превышающие ПДК и лимиты.
Ежегодно предприятие выделяют средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды в размере: 270 тыс.руб., 260 тыс.руб. и 250 тыс.руб.
В результате проведенных мероприятий удалось сократить выброс вредных веществ на 110 тыс.тонн, 107 тыс.тонн и 105 тыс.тонн. Все три предприятия относятся к отрасли, выброс которой за отчетный год составил 5300 тыс. тонн; выбросы по всему региону, в котором находится город Н, составил 3500 тыс. тонн.
Требуется провести эколого-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, а также дать оценку экологического состояния города.
Решение данной задачи можно представить несколькими методами.
I. По методу нормированного сравнения.
Здесь необходимо проранжировать предприятия по трем показателям, исходные данные для анализа приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Исходные данные для анализа
Показатель |
Предприятие |
||
№1 |
№2 |
№3 |
|
Выпуск продукции ТП, тыс.руб. |
10000 |
10500 |
10000 |
Численность, человек |
800 |
750 |
900 |
Выбросы вредных веществ, тыс. тонн. |
270 |
280 |
265 |
Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб. |
0.027 |
0.0267 |
0.0265 |
Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек |
0.3375 |
0.3733 |
0.2944 |
Данные, приведенные в таблице 2 необходимо нормировать. Для этого воспользуемся формулой
Нормированный показатель = (знач.-min) / (max - min) (2)
Где: знач. - значение показателя;
min - минимальное значение показателя;
max - максимальное значение показателя.
Нормированные значения показателей приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Нормированные значения показателей.
Нормированный показатель |
Предприятие |
||
№1 |
№2 |
№3 |
|
Выбросы вредных веществ, тыс. тонн. |
0.33 |
1 |
0 |
Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб. |
1 |
0.4 |
0 |
Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек |
0.55 |
1 |
0 |
Для того чтобы получит таблицу оценок по какому-либо одному показателю, следует рассчитывать сумму нормированных значений показателя между предприятиями, который указан по строке и по столбцу таблицы 4.
Таблица 5 - Сравнительная оценка по каждому из показателей
Предприятие |
№1 |
№2 |
№3 |
1. Выбросы вредных веществ, тыс. тонн |
|||
№1 |
0 |
0.67 |
- 0.33 |
№2 |
-0.67 |
0 |
-1 |
№3 |
0.33 |
1 |
0 |
2. Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб. |
|||
№1 |
0 |
-0,6 |
-1 |
№2 |
0,6 |
0 |
-0.4 |
№3 |
1 |
0.4 |
0 |
3. Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек |
|||
№1 |
0 |
0,45 |
-0,55 |
№2 |
-0,45 |
0 |
-1 |
№3 |
0,55 |
1 |
0 |
После того как оценочные таблицы для отдельных показателей определены, следует найти суммарную оценку районов. Это определяется путем суммирования оценок по отдельным показателям.
Таблица 6 - Суммарная оценка предприятий по трем показателям
№ п/п |
№1 |
№2 |
№3 |
Итого |
Знач. - min |
Знач. / max ∙ 100% |
№1 |
0 |
0.52 |
-1.88 |
-1.36 |
1.88 |
25 |
№2 |
- 0.52 |
0 |
-2.4 |
-3.24 |
0 |
0 |
№3 |
1.88 |
2.4 |
0 |
4.28 |
7.52 |
100 |
Проведя сравнительную оценку экологического состояния трех предприятий города Н, можно сделать вывод:
• Наиболее безопасным по выбросам загрязняющих веществ является предприятие №3, так как на данное предприятие приходится 100 % безопасности;
• На 2-ом месте предприятие №1, так как на него приходится 25 % безопасности;
• Наиболее опасным по выбросам загрязняющих веществ является предприятие № 2. Результаты оценки необходимо представить в виде диаграммы.
Рисунок 1 - Диаграмма сравнительной экологической безопасности предприятий
. По матричному методу
. Строится матрица исходных данных
. Строится матрица стандартизированных коэффициентов путем деления каждого значения в матрице исходных данных на максимальное значение в соответствующей графе.
. Составляется матрица квадратов стандартизированных коэффициентов путем возведения в квадрат каждого значения предыдущей таблицы.
. Полученные значения суммируются по каждой строке матрицы (по каждому предприятию).
. Полученные результаты необходимо прокомментировать.
Исходные данные приведены в таблице 7 - Исходные данные для решения задачи матричным методом
Таблица 7 - Исходные данные для решения задачи матричным методом
Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в вагонном ремонтном депо Челябинск
Начавшийся в 2001 году процесс реформирования в системе железнодорожного
транспорта коснулся всех в нашем обществе. Основой Структурной реформы стало
повышение устойчивости и качества работы железнодорожного транспорта для
обеспечения благоприятных перспектив общенационально ...
Характеристика компании The Walt Disney Company
Компания
The Walt Disney Company, мировой лидер индустрии развлечений, была основана
Уолтом Диснеем в 1923 году. Disney входит в десятку самых дорогих брендов мира.
В 2009-м фискальном году выручка компании составила 36,1 миллиардов долларов
США.
С
момента основан ...