Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Экологическая экспертиза

Двадцатое и двадцать первое столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли, развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более десяти миллионов человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики, индустриализация сельского хозяйства привели к тому, что антропогенное воздействие на окружающую среду приняло глобальный характер.

На наших глазах экология приобретает черты всеобъемлющего и очень актуального мировоззрения, превращается в учение о путях выживания человечества. В современном обществе глубоко укоренились технократический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экономические и социальные проблемы. Однако исторический опыт убеждает, что это далеко не так. Даже самая совершенная техника, если она вступает в противоречие с законами природы, неизбежно наносит ущерб окружающей среде, а следовательно, и здоровью человека.

В связи с вышесказанным особое место в сохранении и охране природных богатств занимают вопросы управления экоразвитием и экологизацией. Хотя эти вопросы в настоящее время и ставятся в основном на международном уровне, они могут найти конкретное воплощение лишь на национальном уровне, поскольку они связаны с особенностями государственного устройства, экологической политикой, а также экологическим состоянием государства.

Понятие экологической экспертизы

Экологическая экспертиза - установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы.[1]

Цели проведения экологической экспертизы:

1. проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества;

2. предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;

. определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Законодательство РФ об экологической экспертизе:

1. Конституция РФ;

2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 1 74-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная.

Принципы проведения экологической экспертизы:

1. обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта;

2. презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду;

. обязательность учета требований экологической безопасности при проведении;

. достоверность и полнота предоставляемой информации;

. независимость экспертов;

. гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения;

. ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

1. договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства;

2. проекты международных договоров и правовых актов РФ;

. проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары;

. проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ;

. технико-экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.;

. документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;

. материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.

В соответствии с законодательством в России осуществляются:

· государственная экологическая экспертиза;

· общественная экологическая экспертиза.

Проведение таких видов экспертизы имеет юридически значимый характер.

В литературе по экологическому праву можно встретить мнение о том, что помимо государственной и общественной проводятся ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

В соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.[2]

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям:

· основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы;

· они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральным законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

· проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;

· проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

· проекты соглашений о разделе продукции;

· материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством РФ к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

· проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

· объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.

Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, магистральных трубопроводов и т.п. экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее экологически значимых.

Практическая часть

.1 Задача 1

Определение суммы платежей. Определите платежи предприятия за загрязнение окружающей среды по двухставочной или трехставочной формулам.

Таблица 1 - Данные для решения практической задачи 1.

Вариант

Фактический сброс загрязняющих веществ, тонн в год

Взвешанные вещества

БПК полн.

Азот аммонийный

Азот нитритный

Азот нитратный

Хлориды

Сульфаты

Нефтепродукты

Фенолы

Железо общ.

Медь

Цинк

Марганец

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

21

67,64

20,04

4,66

0,06

8,12

471,36

744,65

0,99

0,0289

4,68

0,02

0,065

0,383

Утвержденный ПДС, тонн/год

77,335

23,074

3,077

0,154

12,89

323,392

509,39

0,385

0,007

3,077

0,038

0,077

0,308

Норматив платы за сброс в пределах ПДС, руб.

0,34

0,73

5,55

110,88

0,25

0,007

0,02

44,35

2217,5

22,18

2217,5

221,75

221,75

Выбросы i-го вещества в пределах лимитов

80,235

24,205

3,011

0,172

18,23

405,692

712,23

0,236

0,01

3,162

0,256

0,006

0,536

Решение.

Суммарный платеж рассчитывается по формуле:

, (1)

где: λ-коэффициент экологической ситуации;

- ставка платежа за выбросы i вещества в пределах установленного норматива (руб/тонн);

- нормативные (в пределах ПДВ,ПДС) выбросы I вещества (тонны, утвержденные предприятием);

- фактические выбросы i вещества (тонны, рассчитываются предприятием);

n - количество выбрасываемых ингридиентов.

Если вторая компонента не рассчитывается (равна 0 или отрицательное значение).

Взвешенные вещества.

Итого: 100.18руб.

БПК полн.

Итого: 63.94 руб.

Азот аммонийный.

Итого: 232.44 руб.

Азот нитритный.

руб.

Итого:65.07 руб.

Азот нитратный.

Итого: 12.28 руб.

Хлориды.

Итого: 28.36 руб.

Сульфаты.

Итого: 128.46 руб.

Нефтепродукты.

Итого: 576.21 руб.

Фенолы.

Итого: 984.26 руб.

Железо общ.

Итого: 937.34 руб.

Медь.

Итого: 321.05 руб.

Цинк.

Итого: 65.05 руб.

Марганец.

Итого:577.05 руб.

Вывод: таким образом, наибольшие платежи предприятия за фенол и железа общ., в связи с их сверхлимитными выбросами. В данной ситуации нужно попытаться принять меры для сокращения выбросов этих вредных веществ.

.2 Задача 2

В городе Н, площадь которого составляет 700 , имеются три промышленных предприятия. Основные технико-экономические показатели предприятий приведены в таблице 2.

Таблица 2 Основные технико-экономические показатели предприятий

Показатель

Предприятие

№1

№2

№3

Выпуск продукции ТП, тыс.руб.

9000

10500

10000

Реализация, тыс. руб.

10000

11500

11000

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

7900

8900

8400

Численность всего, чел. в т.ч. промышленно производственный персонал (ППП)

800 750

750 690

900 840

Население города составляет 85 тыс. человек. Каждое предприятие производит выброс загрязняющих веществ в размере 270 тыс.тонн, 280 тыс.тонн и 265 тыс.тонн.

Сумма платежей составила: 2000 тыс.руб., 2200 тыс.руб. и 1800 тыс.руб., причем 30% платежей уплачено в пределах ПДК, а остальная часть за выбросы, превышающие ПДК и лимиты.

Ежегодно предприятие выделяют средства на проведение мероприятий по охране окружающей среды в размере: 270 тыс.руб., 260 тыс.руб. и 250 тыс.руб.

В результате проведенных мероприятий удалось сократить выброс вредных веществ на 110 тыс.тонн, 107 тыс.тонн и 105 тыс.тонн. Все три предприятия относятся к отрасли, выброс которой за отчетный год составил 5300 тыс. тонн; выбросы по всему региону, в котором находится город Н, составил 3500 тыс. тонн.

Требуется провести эколого-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия, а также дать оценку экологического состояния города.

Решение данной задачи можно представить несколькими методами.

I. По методу нормированного сравнения.

Здесь необходимо проранжировать предприятия по трем показателям, исходные данные для анализа приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Исходные данные для анализа

Показатель

Предприятие

№1

№2

№3

Выпуск продукции ТП, тыс.руб.

10000

10500

10000

Численность, человек

800

750

900

Выбросы вредных веществ, тыс. тонн.

270

280

265

Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб.

0.027

0.0267

0.0265

Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек

0.3375

0.3733

0.2944

Данные, приведенные в таблице 2 необходимо нормировать. Для этого воспользуемся формулой

Нормированный показатель = (знач.-min) / (max - min) (2)

Где: знач. - значение показателя;

min - минимальное значение показателя;

max - максимальное значение показателя.

Нормированные значения показателей приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Нормированные значения показателей.

Нормированный показатель

Предприятие

№1

№2

№3

Выбросы вредных веществ, тыс. тонн.

0.33

1

0

Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб.

1

0.4

0

Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек

0.55

1

0

Для того чтобы получит таблицу оценок по какому-либо одному показателю, следует рассчитывать сумму нормированных значений показателя между предприятиями, который указан по строке и по столбцу таблицы 4.

Таблица 5 - Сравнительная оценка по каждому из показателей

Предприятие

№1

№2

№3

1. Выбросы вредных веществ, тыс. тонн

№1

0

0.67

- 0.33

№2

-0.67

0

-1

№3

0.33

1

0

2. Выбросы вредных веществ на 1 руб. товарной продукции, тонн/руб.

№1

0

-0,6

-1

№2

0,6

0

-0.4

№3

1

0.4

0

3. Выброс вредных веществ на человека, тыс. тонн/человек

№1

0

0,45

-0,55

№2

-0,45

0

-1

№3

0,55

1

0

После того как оценочные таблицы для отдельных показателей определены, следует найти суммарную оценку районов. Это определяется путем суммирования оценок по отдельным показателям.

Таблица 6 - Суммарная оценка предприятий по трем показателям

№ п/п

№1

№2

№3

Итого

Знач. - min

Знач. / max ∙ 100%

№1

0

0.52

-1.88

-1.36

1.88

25

№2

- 0.52

0

-2.4

-3.24

0

0

№3

1.88

2.4

0

4.28

7.52

100

Проведя сравнительную оценку экологического состояния трех предприятий города Н, можно сделать вывод:

• Наиболее безопасным по выбросам загрязняющих веществ является предприятие №3, так как на данное предприятие приходится 100 % безопасности;

• На 2-ом месте предприятие №1, так как на него приходится 25 % безопасности;

• Наиболее опасным по выбросам загрязняющих веществ является предприятие № 2. Результаты оценки необходимо представить в виде диаграммы.

Рисунок 1 - Диаграмма сравнительной экологической безопасности предприятий

. По матричному методу

. Строится матрица исходных данных

. Строится матрица стандартизированных коэффициентов путем деления каждого значения в матрице исходных данных на максимальное значение в соответствующей графе.

. Составляется матрица квадратов стандартизированных коэффициентов путем возведения в квадрат каждого значения предыдущей таблицы.

. Полученные значения суммируются по каждой строке матрицы (по каждому предприятию).

. Полученные результаты необходимо прокомментировать.

Исходные данные приведены в таблице 7 - Исходные данные для решения задачи матричным методом

Таблица 7 - Исходные данные для решения задачи матричным методом

      Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО РА Грейт)
      На сегодняшний день экономическая ситуация в России остается все еще достаточно сложной. Инфляция, нестабильность и несовершенство законодательной и налоговой базы, снижение объемов производства в первой половине 90-х годов привели к тому, что до настоящего времени более тр ...

      Формирование производственной мощности промышленного предприятия
      Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...