Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Денежно - кредитная (монетарная) политика

Под монетарной политикой в общем смысле подразумевается государственный контроль над денежной массой в экономике. Целью монетарной политики является поддержка стабильного развития экономики. Механизм подобной политики заключается в том, что в периоды экономического спада государством увеличивается объем денежной массы, при подъеме экономики - сдерживается. Монетарную политику поэтому рассматривают как разновидность стабилизационной (антициклической политики), направленной на сглаживание циклических колебаний экономики и используется главным образом для воздействия на экономику прежде всего в краткосрочном периоде.

Большинством современных экономистов монетарная (денежно-кредитная) политика рассматривается в качестве наиболее демократического инструмента государственного регулирования национальной экономики.

Цель монетарной политики - обеспечить:

. стабильный уровень совокупного выпуска (производства);

. полную занятость ресурсов;

. стабильный уровень цен;

. равновесие платежного баланса.

Монетарная политика, воздействуя на совокупный спрос, влияет на экономическую конъюнктуру.

Проводником государственной денежно-кредитной политики выступает центральный банк, взаимодействующий с коммерческими банками с помощью таких инструментов как учётная ставка процента, под которой подразумевается норма процента, под который центральный банк даёт кредиты коммерческим банкам. Повышая учётную ставку, центральный банк, выступающий в качестве кредитора последней инстанции, делает кредит более дорогим, что снижает уровень денежной массы, а, следовательно, помогает снизить инфляцию, однако, может усилить спад производства.

Понижением учётной ставки, центральный банк делает кредит более дешёвым, увеличивая число заёмщиков и стимулируя их экономическую активность, что, с одной стороны, способствует подъёму производства, но, с другой, может привести к росту инфляции.

Таким образом, государство путём изменения учётной ставки процента может регулировать экономику, ограничивая или стимулируя производство и потребление. Однако далеко не всегда практика изменения учетной ставки является эффективным инструментом монетарной политики. Так, в большинстве развитых стран объемы кредитов, которые коммерческие банки получают от центробанка, обычно невелики; например, в США он обычно не превышает 2-3 % общей величины банковских резервов, так как обычно ФРС предоставляет кредиты только в тех случаях, когда экспертами установлено, что банк действительно имеет затруднения, вызванные объективными причинами, и нуждается в помощи. Более того, те кредиты, которые коммерческие банки получают от центробанков, они не могут выдавать клиентам.

Кроме того часть своих средств коммерческие банки должны держать в виде резервов в центральном банке. С помощью изменения нормы обязательных резервов центральный банк также может оказывать влияние на общее количество денег в обращении. Увеличение нормы обязательных резервов ведет к уменьшению денежной массы, уменьшение - напротив, позволяет увеличивать объёмы кредитования фирм, что приводит к росту денежной массы.

В целом, как видим, эти меры предполагают определенные издержки. Таким образом, перед правительством встает вопрос: как добиться поставленной задачи с наименьшими потерями, то есть, с наименьшим падением производства и реального ВВП. Существует два противоположных подхода к вопросу снижения инфляции: первый подход состоит в постепенном снижении темпов роста денежной массы, а второй - в резком сокращении денежной массы (этот подход принято называть шоковой терапией).

Критерием для сопоставления данных подходов является т.н. соотношение потерь, под которым подразумевается совокупное отклонение производства от производства при полной занятости в процентном выражении, вызванное снижением инфляции на 1 %.

Перейти на страницу: 1 2 3

Ценовая политика фирмы
Актуальность темы работы очевидна, так как ценообразование, как для малых, так и для всех остальных предприятий является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. Данный вопрос интересен не только с позиции получения прибыли и выживания на рынке данного предприятия, ...

Формування товарного асортименту в спеціалізованому магазині та шляхи його удосконалення
Роздрібна торгівля - одна з найважливіших сфер забезпечення населення. При її допомозі здійснюється ринкова угода товарної пропозиції і купівельного попиту. Будучи джерелом надходження грошових коштів, торгівля тим самим формує основи фінансової стабільності держави. За ...