Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Анализ финансовых рисков в динамике с использованием группировки на примере кредитоспособности предприятий

Высокий, умеренный или низкий уровень финансового риска для кредиторов предприятия (коэффициент финансового левериджа менее 2) был характерен для 39,2% хозяйствующих субъектов, в том числе коэффициент от 1,5 до 2 - для 3,4%. Более 60% предприятий области отличались чрезвычайно высоким уровнем финансового риска.

Прибыль от продаж в 2012 г. получили 51,5% предприятий против 49% в 2011 г. Для остальных 48,5% хозяйствующих субъектов области основная деятельность была убыточной.

Уровень текущей ликвидности, при котором предприятие теоретически еще способно погасить краткосрочные обязательства за счет текущих активов (коэффициент текущей ликвидности > 1), поддерживали к концу 2012 г. 48,9% хозяйствующих субъектов региона (против 46,8% на начало года). Из них коэффициент текущей ликвидности в промежутке от 1 до 1,5 имели 22% предприятий. Текущие пассивы более чем у половины организаций не покрывались величиной оборотных активов.

Таблица 3

Характеристика основных финансовых показателей по группе организаций-заёмщиков с критическим финансовым положением Ленинградской области в 2011 - 2012 гг.

Показатели (доля предприятий, %)На конец 2011 г.На конец 2012 г.

Превышение долгосрочных обязательств над внеоборотными активами

60.1

58.8

Коэффициент финансового левериджа меньше 2

40.8

39.2

Рентабельность активов положительна, но невелика

49.0

51.5

Коэффициент текущей ликвидности не менее 1

46.8

48.9

Все факторы одновременно за исключением первой и второй групп предприятий

4.9

6.5

На конец 2012 г. из всех предприятий области одновременно отвечали указанным критериям и не попадали ни в первую, ни во вторую группы 6,5% хозяйствующих субъектов (против 4,9% на конец предыдущего года). Из общего количества предприятий, привлекавших кредиты и займы, на конец 2012 г. неустойчивым финансовым положением отличались 11,3%. На данную группу предприятий приходилось 10,5% суммарной задолженности по кредитам против 2,3% на конец 2011 года.

Удельный вес кредитов и займов в обязательствах у предприятий третьей группы также являлся достаточно высоким и составлял 32,4% на конец 2011 г. и 30,2% на конец 2012 года.

Остальные хозяйствующие субъекты области (на конец 2012 г. 76,8%) по одному или нескольким критериям не удовлетворяли рассматриваемым выше требованиям и относились к последней, четвертой группе предприятий с неблагоприятным финансовым положением. Можно отметить, что по сравнению с 2011 г. удельный вес таких предприятий незначительно уменьшился (на конец 2011 г. 77,4%). При этом из общего количества предприятий, пользовавшихся на конец 2012 г. кредитами и займами, неблагоприятным финансовым положением характеризовались 78,8%, на долю которых приходилось 94% суммарной задолженности по кредитам и займам.

Доля кредитов и займов в обязательствах предприятий данной группы была несколько ниже, чем во второй и третьей группах, однако оставалась существенной: 26% на конец 2011 г. и 27,6% на конец 2012 года.

Надо также учесть, что определение финансового положения потенциальных заемщиков проводилось на основе ограниченного круга формальных параметров, представленных в публичной отчетности. Для углубленного анализа необходимо рассматривать более широкий круг показателей, позволяющих вполне корректно оценить финансовое положение хозяйствующего субъекта и его потенциальную доходность. При детальном изучении каждого предприятия, анализе таких важных составляющих его деятельности, как деловая активность, положение на рынке, ситуация в конкретной отрасли, размер и качество возможного залога и других факторов, удельный вес организаций, способных выступать в качестве надежных заемщиков, может увеличиться.

Тем не менее результаты анализа характеризуют общую картину, сложившуюся в экономике региона, и свидетельствуют о том, что большинство кредитов выдается предприятиям с недостаточно устойчивым финансовым положением, что в значительной мере повышает кредитные риски банковской системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...

Ценовая политика на предприятии
Ценовая политика предприятия - важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающих выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных страт ...