Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Основные направления реформирования оплаты труда

Современный этап становления социально ориентированной рыночной экономики требует создание действительного механизма формирования оплаты труда, обеспечивающего повышения эффективности производства при наиболее полном учете интересов работников и трудовых коллективов. Перемены в системе экономических отношений предполагают изменения в сфере оплаты труда.

Международный опыт свидетельствует о том, что формировании системы оплаты труда при заключении тарифных соглашений осуществляется с учетом стоимости рабочей силы, спроса и предложения, уровня безработицы, общественной производительности труда. При этом основным показателем выступает общественная производительность труда. Во многих странах рассчитывается и отслеживается динамика так называемого индекса стоимости заработной платы, характеризующего соотношения темпа роста оплаты и производительности труда.

Использование подобного подхода при заключении коллективных договоров и их тарифных соглашений позволяют, с одной стороны, обеспечить опережающий рост производительности труда в сравнении заработной платы, а с другой - усилить стимулирующую роль оплаты повышении эффективности труда. Помимо этого, указанный подход может быть использован для обоснования повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от роста производительности труда на различных уровнях хозяйствования.

Универсального механизма регулирования оплаты труда не существует, не смотря на многочисленность зарубежных экономических моделей. Особенности национальной экономики предопределяет разработку компенсации реформирования сферы трудовых отношений в увязки с традициями и спецификой.

Реформирование оплаты труда в условиях рыночных отношений предусматривает меры государственного воздействия на заработную плату на макроуровне на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. При это не исключена возможность регулирования на макроуровне (отрасль) и макроуровне (предприятие).

Для определения величины минимальной заработной платы необходимо определения нижней границы цены рабочей силы она должна обеспечивать вознаграждение за работу наименьшей сложности, выполняемую в нормальной для здоровья условиях. По нормативам международной организации труда, минимальной оплаты труда должно составлять 66,7%, а прожиточный минимум - 50% уровня средней заработной платы.

При заключении коллективных договоров и тарифных соглашений на различных уровнях хозяйствования при необходимости установления более высокого, чем официальный, уровня тарифной ставки первого разряда важно учитывать:

· Стимулирующую функцию заработной платы (или соотношение со средне заработной платы). Чем больше средств используется в повышение тарифной ставки первого разряда, тем меньше их в данный период можно направить на дифференциацию оплаты труда;

Перейти на страницу: 1 2

Человеческий капитал теоретические и практические аспекты
Благополучие и развитие любого государства зависит от многих факторов и в первую очередь от его экономической деятельности. Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно велика в силу того, что подавляющее большинство людей в любой стране получают доходы именно благ ...

Ценовая стратегия предприятия
Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, г ...