Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета

Особенности формирования бюджетного устройства в федеративных государствах можно рассмотреть на примере бюджетного устройства в США, Канаде и Российской Федерации.

Бюджетная система США состоит из трех частей: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты 50 штатов; бюджеты местных органов власти (свыше 82 тыс. местных административных единиц, включающих более 3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов, более 43 тыс. учебных и специальных округов). Стержневое место в этой системе занимает федеральный бюджет, на который приходится около 60% государственного бюджета США. В функции федерального бюджета, помимо макрорегулирования - через совокупный спрос - национальной экономики, входят финансирование национальной обороны, внешнеэкономической деятельности, фундаментальных научных исследований, государственных управленческих расходов. Иными словами, финансирование ключевых, с точки зрения правительства, национальных приоритетов. Менее важные, "второстепенные" функции (прежде всего, финансирование социально-экономической инфраструктуры) входят преимущественно в компетенцию бюджетов штатов и местных бюджетов (полиция, пожарная охрана, строительство и эксплуатация дорог, системы коммунального хозяйства, подавляющая часть государственных учреждений образования и здравоохранения, примерно половина общегосударственного жилищного строительства) [7].

Организация бюджетной системы в США основывается на концепции "единого", или унифицированного федерального бюджета, в котором представлены все платежи и доходы центральной власти.

Унифицированный бюджет объединяет в себе два существующих вида фондов - федеральные и доверительные фонды (траст-фонды). И те, и другие существуют самостоятельно и структурно представляют разнородные компоненты бюджета.

Федеральные фонды, достигающие 60% бюджета - это самостоятельный правительственный бюджет, который имеет свою национальную налоговую базу и формально не связан с какими-либо программами расходов. Он может обслуживать любые национальные цели по усмотрению президента и Конгресса. Основная доля ресурсов федеральных фондов (примерно 60%) направляется на финансирование военных расходов и оборонных НИОКР, платежей процентов по федеральному долгу, внешнеэкономической деятельности и на содержание государственного аппарата. Остальные идут на покрытие расходов отдельных отраслей экономики (включая энергетику и транспорт) и на социальные программы помощи бедным. Главное отличие федеральных фондов от доверительных в том, что их источники формируются независимо от конкретных программ, которые они финансируют [10].

Обращает на себя внимание постоянное отрицательное сальдо баланса федеральных фондов. Именно это сальдо и формирует дефицит федерального бюджета США.

Доверительные фонды представляют собой целевые самофинансирующиеся фонды. И по источникам формирования, и по расходам они привязаны к решению специфических задач, и их средства нельзя направить на другие цели. Более того, по закону, даже остатки средств доверительных фондов нельзя использовать для пополнения федеральных фондов, а они должны быть вложены в государственные долговые обязательства, то есть фактически использованы для "подстраховки" государственной кредитно-денежной политики.

Доверительные фонды бюджета США это в первую очередь фонды социального страхования (по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, по медицинскому обслуживанию, страхованию по безработице, специально выделяемому пенсионному обеспечению железнодорожников и государственных служащих, некоторые другие) и ряд специальных фондов, обслуживающих федеральную производственную инфраструктуру: автострады, аэропорты, воздушное сообщение и т.д. Фонды социального страхования формируются за счет налогов по социальному страхованию - обязательных взносов из заработной платы (свою, причем равную, долю вносят и предприниматели). Специальные фонды формируются за счет определенных (выделенных для них) косвенных налогов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ экономической эффективности деятельности подразделения 5-ПЧ ОГПС-8 г. Краснокамск
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерац ...

Цели и инструменты макроэкономического регулирования
В развитии рыночной экономики следует вычленить несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических асп ...