Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Методики анализа прибыли и рентабельности на предприятии

Развитие экономической науки идет одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить несколько подходов к изучению затрат. Они характеризуют объем ресурсов в денежном выражении, использованных на производство и сбыт продукции за определенный период, и трансформируются в системе учетной информации организации в экономический показатель - себестоимость.

Показатель себестоимости утратил свое нормативное определение, тем не менее величина себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг) имеется в нормативно регулируемом бухгалтерском отчете о прибылях и убытках (форма № 2) и отражает величину производственных затрат организации, признанных расходами в данном отчетном периоде, в соответствии с принятой учетной политикой. При формировании показателей себестоимости для организаций разной отраслевой принадлежности большое значение имеют отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которые не имеют нормативного статуса, а являются рекомендациями.

Понятие себестоимости представляет собой, прежде всего, категорию управленческого учета и анализа. В связи с этим внутренней учетной политикой каждая организация предусматривает формирование разнообразных ее показателей, которые могут быть востребованы на определенных уровнях управления организации.

Кроме того, для целей внутреннего управления в системе бюджетирования тот или иной показатель себестоимости формируется не так, как в финансовом учете (по методу начисления), а в большинстве случаев по кассовым затратам. Например, продажи для внутренних управленческих целей фиксируются "по оплате", поэтому и затраты отражаются как фактически израсходованные денежные (или иные признанные платежными) средства.

Один из показателей себестоимости - производственная себестоимость, т.е. стоимостная оценка сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, потребленных в процессе непосредственного создания готовой продукции, заработная плата производственного персонала с социальными и иными связанными с трудовыми ресурсами отчислениями, накладные производственные расходы, расходы на амортизацию (или аренду) основных производственных средств и т.п. Показатели производственной себестоимости и составляющие ее элементы (виды расходов) наиболее востребованы при проведении управленческого анализа.

На уровне управления производственными подразделениями, видами деятельности, центрами ответственности формируются показатели сегментной себестоимости.

Еще один показатель себестоимости - себестоимость производства и реализации продукции, которая наряду с перечисленными элементами производственной себестоимости включает в себя расходы на продажу продукции (коммерческие) и общехозяйственные (управленческие) расходы.

За рамки операционного учета и анализа выходят некоторые другие показатели себестоимости, необходимые для управления бизнесом. Так, для руководства организации важным показателем, на наш взгляд, выступает общая себестоимость. Этот показатель помимо себестоимости производства и реализации включает в себя дополнительные объективно возникающие затраты по ведению бизнеса: проценты за пользование заемными средствами, налоги на имущество и другие свойственные конкретному виду деятельности прямые налоги, уплаченные штрафные санкции и возмещения, убытки от форс-мажорных обстоятельств и др.

Наиболее емкий показатель себестоимости бизнеса - полная коммерческая себестоимость деятельности организации, включающая в себя помимо общей себестоимости налог на прибыль.

Важный момент - рассмотрение показателя себестоимости производства и реализации продукции (в контексте операционного анализа - операционной себестоимости) с точки зрения зависимости ее составляющих от изменения объемов производства продукции.

Переменные - это затраты, зависимость которых от объемов производства продукции достаточно близка к функциональной, т.е. в большей степени зависит от уровня деловой активности организации.

Постоянные - это затраты, не подверженные существенному влиянию незначительных изменений производства продукции. Вместе с тем нельзя считать, что постоянные затраты неизменны. Их величина может измениться при резких колебаниях объемов производства. Кроме того, и постоянные, и переменные затраты находятся под влиянием многих других факторов внешнего и внутреннего характера. Так, повышение закупочных цен, тарифов арендной платы, электроэнергии, ставок оплаты труда может привести к изменению статей затрат как постоянных, так и переменных.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов в вагонном ремонтном депо Челябинск
Начавшийся в 2001 году процесс реформирования в системе железнодорожного транспорта коснулся всех в нашем обществе. Основой Структурной реформы стало повышение устойчивости и качества работы железнодорожного транспорта для обеспечения благоприятных перспектив общенационально ...

Цикличность как закономерность экономического развития
Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Циклические колебания экономики являются одной из важнейших экономических проблем, привлекающей пристально ...