Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Методики анализа прибыли и рентабельности на предприятии

Развитие экономической науки идет одновременно с развитием производства. В настоящее время можно выделить несколько подходов к изучению затрат. Они характеризуют объем ресурсов в денежном выражении, использованных на производство и сбыт продукции за определенный период, и трансформируются в системе учетной информации организации в экономический показатель - себестоимость.

Показатель себестоимости утратил свое нормативное определение, тем не менее величина себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг) имеется в нормативно регулируемом бухгалтерском отчете о прибылях и убытках (форма № 2) и отражает величину производственных затрат организации, признанных расходами в данном отчетном периоде, в соответствии с принятой учетной политикой. При формировании показателей себестоимости для организаций разной отраслевой принадлежности большое значение имеют отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которые не имеют нормативного статуса, а являются рекомендациями.

Понятие себестоимости представляет собой, прежде всего, категорию управленческого учета и анализа. В связи с этим внутренней учетной политикой каждая организация предусматривает формирование разнообразных ее показателей, которые могут быть востребованы на определенных уровнях управления организации.

Кроме того, для целей внутреннего управления в системе бюджетирования тот или иной показатель себестоимости формируется не так, как в финансовом учете (по методу начисления), а в большинстве случаев по кассовым затратам. Например, продажи для внутренних управленческих целей фиксируются "по оплате", поэтому и затраты отражаются как фактически израсходованные денежные (или иные признанные платежными) средства.

Один из показателей себестоимости - производственная себестоимость, т.е. стоимостная оценка сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, потребленных в процессе непосредственного создания готовой продукции, заработная плата производственного персонала с социальными и иными связанными с трудовыми ресурсами отчислениями, накладные производственные расходы, расходы на амортизацию (или аренду) основных производственных средств и т.п. Показатели производственной себестоимости и составляющие ее элементы (виды расходов) наиболее востребованы при проведении управленческого анализа.

На уровне управления производственными подразделениями, видами деятельности, центрами ответственности формируются показатели сегментной себестоимости.

Еще один показатель себестоимости - себестоимость производства и реализации продукции, которая наряду с перечисленными элементами производственной себестоимости включает в себя расходы на продажу продукции (коммерческие) и общехозяйственные (управленческие) расходы.

За рамки операционного учета и анализа выходят некоторые другие показатели себестоимости, необходимые для управления бизнесом. Так, для руководства организации важным показателем, на наш взгляд, выступает общая себестоимость. Этот показатель помимо себестоимости производства и реализации включает в себя дополнительные объективно возникающие затраты по ведению бизнеса: проценты за пользование заемными средствами, налоги на имущество и другие свойственные конкретному виду деятельности прямые налоги, уплаченные штрафные санкции и возмещения, убытки от форс-мажорных обстоятельств и др.

Наиболее емкий показатель себестоимости бизнеса - полная коммерческая себестоимость деятельности организации, включающая в себя помимо общей себестоимости налог на прибыль.

Важный момент - рассмотрение показателя себестоимости производства и реализации продукции (в контексте операционного анализа - операционной себестоимости) с точки зрения зависимости ее составляющих от изменения объемов производства продукции.

Переменные - это затраты, зависимость которых от объемов производства продукции достаточно близка к функциональной, т.е. в большей степени зависит от уровня деловой активности организации.

Постоянные - это затраты, не подверженные существенному влиянию незначительных изменений производства продукции. Вместе с тем нельзя считать, что постоянные затраты неизменны. Их величина может измениться при резких колебаниях объемов производства. Кроме того, и постоянные, и переменные затраты находятся под влиянием многих других факторов внешнего и внутреннего характера. Так, повышение закупочных цен, тарифов арендной платы, электроэнергии, ставок оплаты труда может привести к изменению статей затрат как постоянных, так и переменных.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Формирование инвестиционного портфеля в России
Портфель ценных бумаг - это совокупность собранных воедино разных финансовых ценностей, которые служат инструментом для достижения конкретной цели инвестора. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или разные инвестиционные ценности (акции, облигации, депо ...

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...