Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Методики анализа прибыли и рентабельности на предприятии

Среди переменных затрат различают пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные и регрессивные затраты, характер зависимости которых от изменения объема производства продукции неодинаков. Зависимость переменных и постоянных затрат от изменения объема производства продукции можно отразить графически.

Пропорциональные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства продукции (уровню деловой активности). К ним относятся, например, прямые затраты сырья и материалов, сдельная заработная плата основных производственных работников. Прогрессивные затраты меняются быстрее, чем уровень деловой активности, например сдельно-прогрессивная заработная плата, регрессивные затраты, наоборот, меняются медленнее, чем объем производства, например затраты на вспомогательные материалы. Регрессивные затраты находятся с объемом производства продукции в обратной зависимости: они сокращаются при росте деловой активности. Существуют также смешанные затраты, содержащие как переменную, так и постоянную составляющие, например заработная плата работников отдела сбыта, часть заработной платы которых является стабильной (повременная), а другая часть зависит от объема проданного товара (сдельная).

Для идентификации затрат в зависимости от их реагирования на изменение объемов продукции используется так называемый коэффициент реагирования затрат - отношение темпа прироста той или иной статьи затрат к темпу прироста объема продукции.

Расчет данного коэффициента по каждой учитываемой статье затрат позволит выявить их отношение к той или иной группе. Значение коэффициента для категории пропорциональных затрат составляет величину, равную единице. Для дегрессивных затрат коэффициент реагирования находится в пределах от нуля до единицы, для прогрессивных затрат - больше единицы. Коэффициент реагирования по постоянным статьям затрат равен нулю, так как их величина не зависит от объема производства.

Существуют разные методы анализа смешанных затрат, позволяющие установить их постоянную и переменную часть. Наибольшее распространение получили такие методы, как графический, метод анализа счетов, метод "высшей и низшей точек". Наиболее точными, но и наиболее сложными являются для этих целей экономико-математические методы (например, корреляционный).

Важным в плане изыскания рез рвов экономии затрат на производство и реализацию продукции считается рассмотрение зависимости удельных показателей постоянных и переменных затрат в расчете на единицу продукции (рис. 3).

При увеличении объемов производства экономия образуется на постоянных затратах. Если исходить из того, что производимая продукция продается по цене, превышающей ее себестоимость, то экономия на постоянных затратах в условиях роста объемов продукции - фактор, непосредственно влияющий на рост прибыли. Кроме того, увеличение объема производства требует роста закупок сырья, материалов и обычно, как следствие, увеличивается партия закупки. В такой ситуации можно рассчитывать на снижение закупочных цен, что приведет, к дополнительной экономии и росту прибыли.

При значительном усилении деловой активности, когда расширение производства требует дополнительных постоянных затрат (например, амортизация дополнительно приобретенного оборудования, содержание управленческого персонала), удельные постоянные затраты, безусловно, возрастут, но по мере дальнейшего наращения объемов производства их величина опять продолжит снижаться.

Рост производства и реализации продукции, вызывая соответствующий рост переменных расходов при потреблении большего объема сырья, материалов, трудовых производственных затрат и т.п., становится источником их покрытия. Рост маржинальной прибыли в этих условиях даст положительный финансовый результат. Постоянные расходы при расширении масштабов бизнеса также могут возрасти. Бизнес будет признан обоснованным лишь при опережающем росте выручки от продаж. Сдерживание роста постоянных расходов при наращении реализации продукции будет способствовать генерированию дополнительной прибыли, так как проявится эффект операционного рычага: любое изменение выручки от продаж (объемов продаж) будет порождать более сильное изменение прибыли. Вместе с тем сила операционного рычага (СОР) отражает степень предпринимательского риска: чем больше его значение, тем выше предпринимательский риск. Для доказательства этого утверждения преобразуем формулу СОР:

Становится очевидной прямая функциональная зависимость силы операционного рычага от постоянных расходов. Действительно, в состав постоянных расходов входят, например, маркетинговые, рекламные расходы, которые способствуют минимизации рыночных рисков и, следовательно, увеличивают продажи. При этом ОАО "ИПФ", умело управляя политикой цен, позиционируя и продвигая свою продукцию, может существенно увеличить продажи, результатом чего может стать увеличение прибыли. Насколько сильно возрастет прибыль, и показывает операционный рычаг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Цена и ценообразование
Как только у человека возникает необходимость что-то купить, он сразу же вспоминает о цене нужного товара и ее цифровом выражении. При этом возможны следующие варианты реакции на объявленную цену: он либо признает ее слишком высокой, отнюдь не соответствующей потребительским ...

Анализ финансового состояния ОАО Орбита
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...