Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Макроэкономическая политика: содержание, цели, задачи

Государственное управление экономикой не может и не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Если вмешательство государства в экономику перейдет определенные границы, то его деятельность превратится в администрирование, а переходная экономика может вернуться к административной модели. В этом случае государственная монополия вытесняет механизм конкуренции.

Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно и инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, поддержки малого бизнеса, реорганизации финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой рыночной экономике выполняют другие рыночные субъекты, например, в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.

Государство влияет на экономику через механизм регулирования - систему организации целенаправленного воздействия на функционирование хозяйственных субъектов. Этот механизм включает:

1. цели государственного регулирования;

2. методы регулирования (административные, правовые; организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);

. формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы);

. субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);

. объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.) [18, с. 179 ].

Регулирующие функции государства в переходной экономике обеспечивают:

- общественную эффективность - создание условий для экономического роста на основе инвестиций, внедрения достижений научно-технического прогресса;

- общественную стабильность - переход к устойчивому развитию, проведение антиинфляционной, антикризисной политики;

- общественную справедливость - перераспределение доходов, защита нетрудоспособных и безработных, регулирование отношений на рынке труда, социальные гарантии.

Государство в формирующейся рыночной экономике выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий "правила игры". В роли партнера оно, например, обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества, - оборона, государственное управление, охрана общественного порядка и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ также занимается государство.

Что касается функций государственного регулирования, то прежде всего отметим, что государство в переходной экономике, с одной стороны, выполняет те же функции, что и в любой другой системе. Так, оно обеспечивает население "общественными благами", защищает общество от "внешних эффектов" (охрана природной среды), регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста.

Государство и в рыночной, и в переходной экономике также реализует производственные программы по выпуску различных видов продукции, контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менее обеспеченным, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическую деятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития и реализует другие программы регулирования экономики.

С другой стороны, одной из основных функций государства в переходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача является весьма сложной и решается нашим государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудность государственного бюджета создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики [7, 154 c.].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Формирование трудовых ресурсов промышленной организации с целью укрепления ее конкурентоспособности (на материалах Открытого акционерного общества Гомельский радиозавод)
трудовой ресурс промышленный планирование Трудовые ресурсы являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. В частности, от обеспеченности пред ...

Анализ финансового состояния банка на примере ЗАО Банк Русский Стандарт
Последние годы явились периодом глубоких изменений в банковском деле, многочисленных новаций в организации и формах обслуживания клиентов, в методах управления банком. Традиционные виды банковской деятельности усложнились, приобрели новые черты. В то же время возникают новые ...