Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Система целей макроэкономического регулирования

Выполнение цели по обеспечению внешней и внутренней безопасности предусматривает создание системы соответствующих институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии. По этому поводу у А.Смита сказано, что лишь такая армия, которую может подготовить только богатая и цивилизованная нация, в состоянии защитить страну от нападения бедных и слаборазвитых народов [14, с. 127].

2. Антимонопольное регулирование. В группе главных целей содержится еще одна задача, на выполнение которой направлена деятельность государства и общественных организаций. Речь идет об антимонопольном регулировании. В мировой экономической литературе данная целевая ориентация особенно выпукло не обозначается. Это связано с тем, что в хозяйственной практике развитых стран данная проблема в течение XX в. в основном успешно решается. Прежде всего - путем правовых барьеров. Именно поэтому антимонопольное регулирование выступает, по сути, одним из составных элементов задачи обеспечения правового порядка в стране.

В мировой экономической теории и практике вопрос о соотношении потенциалов участвующих в рыночном процессе фирм рассматривается не столько в конкретно-прикладном, сколько в общеэкономическом смысле. Сдерживающий контроль государства над естественным стремлением динамично развивающихся фирм к чрезмерной экспансии, к монополизму понимается обществом как необходимость сохранения и поддержания в национальной экономике максимальной конкуренции, ценового равновесия на рынке.

Политика поддержки конкуренции со временем приобретала новые тенденции своего развития. С нарастанием волны международного соперничества (во второй половине XX в.) позиция государства натолкнулась на определенные сложности. Противостояние зарубежной экспансии на внутреннем рынке, попытки расширить свои позиции в других странах потребовали от государства поддержки своего крупного бизнеса. Однако общие правовые условия этого делать не позволяют. В итоге дело решается компромиссом: в особо напряженных случаях государство допускает «исключения из правил» - некоторым крупным компания, которые представляют, как правило, гордость национальной экономики, дается разрешение на объединение.

Другая особенность современной антимонопольной практики заключается в том, что государство в большей степени ориентируется сегодня на то, чтобы косвенными мерами обеспечить наличие в своей стране наиболее оптимального соотношения фирм разного масштаба. Практика доказала, что на мировой арене выигрывает больше та страна, которая сумела обеспечить наиболее разумную институционально-производственную структуру [10, с. 198].

Борьба с монополистическими тенденциями для переходной экономики Республики Беларусь является одной из насущных потребностей. Есть несколько факторов, которые предопределяют сложность такой задачи. Прежде всего сказывается то обстоятельство, что белорусская экономика, в значительной степени ориентировавшаяся прежде на цели ВПК, была по своей природе изначально чрезмерно централизованна. Представители управляющих структур, руководители предприятий, само население - все привыкли к традиционно завышенной степени монополизации. Кроме того, в стране до сих пор не сложилось еще должного понимания важности и ценности такого явления, как конкуренция. Идея о том, что результативность работы всей экономики в значительной степени зависит от разумно сформированного соотношения разномасштабных производств, до сих пор, к сожалению, не нашла должного понимания в стране. Именно этим можно объяснить тот факт, что действенность осуществляемых российским государством мер по антимонополистическому регулированию пока остается далекой от совершенства.

3. Система прикладных экономических целей. Формулировка основной цели экономической политики (рост благосостояния) и указание на группу главных целей не дает точных и однозначных экономических ориентиров для конкретной выработки стратегии развития страны. Именно поэтому в конкретной практике требуется введение системы более частных, масштабно четко определяемых целевых установок.

Практика экономической политики в странах с развитой рыночной экономикой выработала стандартную группу показателей, совокупность которых достаточно реально выражает итоговую цель регулирования. Безусловно, в отдельных странах или в определенные отрезки времени состав такой совокупности может несколько изменяться - по количеству намечаемых целей, по иерархической их расстановке. Однако в принципе он имеет устойчивое ядро.

В экономической литературе отмечают обычно четыре прикладные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):

экономический рост;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ экономического потенциала Республики Бурятия
Проблемы устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества. Развитие Российской Федерации в усл ...

Анализ финансового состояния ОАО Орбита
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...