Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Особенности современной макроэкономической политики республики Беларусь

Достоинством этой модели стоит считать неявное признание того факта, что сегодня возможности для роста лежат не только в увеличении инвестиций, предполагающем уменьшение текущего потребления, но и в реформе ряда институтов, позволяющей добиться роста при одновременном повышении текущего благосостояния. Или, другими словами, административные барьеры не позволяют экономике в полной мере использовать уже имеющийся потенциал.

Проблема консолидации роста имеет несколько аспектов, которые следует принимать во внимание при выработке решений практической политики. Во-первых, это особенности современного этапа технологического развития, когда перед страной стоит, как было отмечено выше, задача постиндустриального прорыва. Во-вторых, существуют некоторые особенности роста, совпадающего с решением задач глубокой структурной трансформации национальной экономики. В-третьих, в условиях глобализации и открытости белорусской экономики ее состояние не может не реагировать на состояние мировой конъюнктуры (было бы странно ожидать высоких темпов роста в условиях мировой рецессии). В-четвертых, на рост влияет и специфика постреволюционной ситуации. Все четыре перечисленные обстоятельства непосредственным образом влияют на современный белорусской экономический рост, а их переплетение в значительной мере предопределяет специфику решения стоящих перед страной социально-экономических проблем [17, с. 14].

Приоритетной целью экономической политики государства в предстоящий период должно быть повышение реального уровня жизни всех социальных групп, преодоление бедности. Как следует из экономической теории и мирового опыта, достижение этой цели возможно лишь на путях формирования открытой рыночной экономики. Содержание реформ сводится к перемещению принятия хозяйственных решений от государственных органов к производителям и потребителям, к созданию стабильной и безопасной хозяйственной среды для субъектов хозяйствования (деньги, законодательство, защита собственности, соблюдение контрактов и т.д.), к созданию рыночных институтов как элементов саморегулирования экономики (частные предприятия, биржи, инвестиционные фонды и т.д.). Государственное вмешательство необходимо прежде всего для соблюдения «правил игры», предотвращения негативных последствий действия рыночных сил (защита природной среды, поддержка социально не защищенных групп населения и т. д.). Государство должно взять на себя принятие решений, которые необходимы обществу, но не вызывают интереса других субъектов хозяйствования.

Непосредственным результатом преобразований и обязательными условиями достижения приоритетной цели явятся:

- создание системы гарантий частной собственности;

- создание стимулирующей инвестиционной среды с высокой степенью экономической свободы;

- создание высокотехнологических рабочих мест;

- создание эффективной адресной системы социальной защиты самых бедных членов общества;

- включение Беларуси в процесс глобализации, формирование действительно открытой экономики.

Это достигается путем выполнения конкретных мероприятий в сфере монетарной, фискальной, инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, торговой, социальной политики, а также путем реформирования политической системы государства. Необходимые преобразования включают в себя разносторонние меры не только по изменению количественных показателей экономики, но и по формированию нового качества жизни, новой социальной среды.

Беларусь должна эффективно использовать существующую промышленную инфраструктуру, закрепляться на старых и завоевывать новые экспортные рынки, создавать рабочие места в перспективных, высокотехнологических и информационно интенсивных отраслях. С этой целью необходимо:

- формировать собственную промышленную политику на основе диагностики региональных и мирового рынков, придавая этому приоритетное значение в деятельности правительства;

- создать равные условия хозяйствования для субъектов всех форм собственности эффективную конкурентную среду;

- обеспечить правовую защиту и имущественные гарантии для всех экономических субъектов;

- устранить административные и правовые препятствия на пути свободного перемещения потоков капитала в производственной сфере, включая рынок земли и рабочей силы;

- создать системы контроля качества продукции, принять международных стандарты и нормы (ISO 9000 и др.):

- обеспечить права интеллектуальной собственности в промышленности и иных секторах экономики [9, с. 17].

Политика в аграрной сфере требует изменении и пересмотра методов организации сельскохозяйственного производства. Принципиально важным положением является необходимость частной собственности на землю и многообразия экономических форм в сельском хозяйстве.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Экономика и управление энергетических предприятий
Смета затрат на приобретение основных элементов и сборку ПГУ ...

Анализ хозяйственной деятельности ООО Фаворитплюс
Преддипломная практика является завершающим этапом учебного процесса и служит целью закрепления теоретических знаний и умений, получения практических навыков. На основании прохождения практики пишется отчет, который содержит практический материал исследования и изучения п ...