Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Сущность цены и ее роль в экономике

Понятие цены и ее происхождение

Будучи общественной категорией, затрагивающей интересы каждого человека независимо от его социального положения, цена не имеет однозначного определения. Вроде ясно, что цена - это количество денег, которое выплачено или получено за единицу товара. Но уже это высказывание содержит два определения. С одной стороны, цена - это сумма денег, которую покупатель согласен заплатить за товар, с другой - это количество денег, за которое продавец согласен продать тот же товар. Купля-продажа возможна, лишь когда цена покупателя совпадает с ценой продавца. А это далеко не всегда происходит. В результате можно вывести еще одно определение: цена товара - это итог согласования цены покупателя и цены продавца.

Таково понимание цены на уровне обыденного сознания. В быту цена чаще всего сводится к ее количественной мере: чем больше заплачено, получено денег за единицу товара, тем выше его цена, и наоборот. Но подобного рода простейшие определения, приемлемые для обывателя, не могут удовлетворить специалиста-профессионала. В самом деле, какова природа цены, где кроются источники ее формирования, каковы причины и тенденции ее развития? Ответы на поставленные вопросы нужны для того, чтобы стать активным участником рыночных отношений, которые складываются в нашей стране. Следует отказаться от прошлого представления, что человек - это «винтик» хозяйственного организма, не способный принимать самостоятельные управленческие решения.

Цена является главным, но не единственным элементом ценового механизма, включающего также ценообразование. С ценообразованием, под которым понимаются методы и принципы установления и динамики цен, люди знакомы гораздо меньше, чем собственно с ценами. Именно ценообразование предопределяет величину цены. Но этот процесс протекает скрытно, тогда как цены видны наяву.

Цена, как и деньги, - это историческая категория, которая возникла в период становления и развития товарного обмена. В то время люди добывали пропитание и изготавливали простейшую утварь исключительно для собственного потребления. Продукты, оставаясь внутри общины в качестве жизненных средств, не имели ценностной или иной, отличной от потребительской, характеристики. Человек из общины не задумывался над мерой своих усилий, затрачиваемых в ходе охоты либо при изготовлении каменного топора, все что добывалось или делалось, принадлежало членам общины и предназначалось для удовлетворения их личных нужд.

Обмен продуктами природы и труда возник в древнем мире. Начало этого уникального явления Ф. Энгельс относил «ко времени, которое предшествует какой бы то ни было писаной истории и уходит в глубь веков: в Египте, по меньшей мере, за две с половиной, а может быть и за пять тысяч лет, в Вавилонии же за четыре-шесть тысяч лет до нашего летоисчисления. Таким образом, закон стоимости господствовал в течение периода в пять-семь тысяч лет» [18, С. 475]. До того, как прийти к товарному обмену, человечество познало дарообмен, уравнительное распределение между членами общины, распределение по трудовому вкладу и другие формы.

История не сохранила имен участников первого случайного обмена, но известно, что они были представителями соседних общин, поскольку обмен возникает только между различными собственниками. Отдельные факты обмена того периода - это скорее временные, одноразовые операции, нежели стабильное экономическое явление. Еще не наступило раздвоение вещи на потребительскую стоимость (ценность) и стоимость, она пока едина как потребительная стоимость. В какой-либо форме отсутствует и цена.

Потребность в чужих предметах мало-помалу закрепляется. К. Маркс писал, что с течением времени часть продуктов начинает производиться преднамеренно для нужд обмена. С данного момента фиксируется разделение между полезностью вещи для непосредственного потребления и ее полезностью для обмена. Натуральное хозяйство первобытной общины последовательно эволюционирует в товарное производство. Складывающиеся пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена, становятся первыми товарными ценами - прообразами будущих подлинных цен. Когда ремесленник обменивает свою мотыгу на три меры зерна хлебопашца, он исходит из того, что цена мотыги составляет три меры зерна. Соответственно ремесленник соглашается с тем, что цена меры зерна равна одной трети мотыги. Вместе с тем товарные пропорции еще не универсальны и для каждой из сторон выражаются в разных единицах.

Перейти на страницу: 1 2

Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом и νόμος - правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распредел ...

Анализ финансового состояния банка на примере ЗАО Банк Русский Стандарт
Последние годы явились периодом глубоких изменений в банковском деле, многочисленных новаций в организации и формах обслуживания клиентов, в методах управления банком. Традиционные виды банковской деятельности усложнились, приобрели новые черты. В то же время возникают новые ...