Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Сущность цены и ее роль в экономике

Понятие цены и ее происхождение

Будучи общественной категорией, затрагивающей интересы каждого человека независимо от его социального положения, цена не имеет однозначного определения. Вроде ясно, что цена - это количество денег, которое выплачено или получено за единицу товара. Но уже это высказывание содержит два определения. С одной стороны, цена - это сумма денег, которую покупатель согласен заплатить за товар, с другой - это количество денег, за которое продавец согласен продать тот же товар. Купля-продажа возможна, лишь когда цена покупателя совпадает с ценой продавца. А это далеко не всегда происходит. В результате можно вывести еще одно определение: цена товара - это итог согласования цены покупателя и цены продавца.

Таково понимание цены на уровне обыденного сознания. В быту цена чаще всего сводится к ее количественной мере: чем больше заплачено, получено денег за единицу товара, тем выше его цена, и наоборот. Но подобного рода простейшие определения, приемлемые для обывателя, не могут удовлетворить специалиста-профессионала. В самом деле, какова природа цены, где кроются источники ее формирования, каковы причины и тенденции ее развития? Ответы на поставленные вопросы нужны для того, чтобы стать активным участником рыночных отношений, которые складываются в нашей стране. Следует отказаться от прошлого представления, что человек - это «винтик» хозяйственного организма, не способный принимать самостоятельные управленческие решения.

Цена является главным, но не единственным элементом ценового механизма, включающего также ценообразование. С ценообразованием, под которым понимаются методы и принципы установления и динамики цен, люди знакомы гораздо меньше, чем собственно с ценами. Именно ценообразование предопределяет величину цены. Но этот процесс протекает скрытно, тогда как цены видны наяву.

Цена, как и деньги, - это историческая категория, которая возникла в период становления и развития товарного обмена. В то время люди добывали пропитание и изготавливали простейшую утварь исключительно для собственного потребления. Продукты, оставаясь внутри общины в качестве жизненных средств, не имели ценностной или иной, отличной от потребительской, характеристики. Человек из общины не задумывался над мерой своих усилий, затрачиваемых в ходе охоты либо при изготовлении каменного топора, все что добывалось или делалось, принадлежало членам общины и предназначалось для удовлетворения их личных нужд.

Обмен продуктами природы и труда возник в древнем мире. Начало этого уникального явления Ф. Энгельс относил «ко времени, которое предшествует какой бы то ни было писаной истории и уходит в глубь веков: в Египте, по меньшей мере, за две с половиной, а может быть и за пять тысяч лет, в Вавилонии же за четыре-шесть тысяч лет до нашего летоисчисления. Таким образом, закон стоимости господствовал в течение периода в пять-семь тысяч лет» [18, С. 475]. До того, как прийти к товарному обмену, человечество познало дарообмен, уравнительное распределение между членами общины, распределение по трудовому вкладу и другие формы.

История не сохранила имен участников первого случайного обмена, но известно, что они были представителями соседних общин, поскольку обмен возникает только между различными собственниками. Отдельные факты обмена того периода - это скорее временные, одноразовые операции, нежели стабильное экономическое явление. Еще не наступило раздвоение вещи на потребительскую стоимость (ценность) и стоимость, она пока едина как потребительная стоимость. В какой-либо форме отсутствует и цена.

Потребность в чужих предметах мало-помалу закрепляется. К. Маркс писал, что с течением времени часть продуктов начинает производиться преднамеренно для нужд обмена. С данного момента фиксируется разделение между полезностью вещи для непосредственного потребления и ее полезностью для обмена. Натуральное хозяйство первобытной общины последовательно эволюционирует в товарное производство. Складывающиеся пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена, становятся первыми товарными ценами - прообразами будущих подлинных цен. Когда ремесленник обменивает свою мотыгу на три меры зерна хлебопашца, он исходит из того, что цена мотыги составляет три меры зерна. Соответственно ремесленник соглашается с тем, что цена меры зерна равна одной трети мотыги. Вместе с тем товарные пропорции еще не универсальны и для каждой из сторон выражаются в разных единицах.

Перейти на страницу: 1 2

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...

Анализ хозяйственной деятельности ООО Фаворитплюс
Преддипломная практика является завершающим этапом учебного процесса и служит целью закрепления теоретических знаний и умений, получения практических навыков. На основании прохождения практики пишется отчет, который содержит практический материал исследования и изучения п ...