Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Система цен

Цены различаются по целому ряду признаков. В зависимости от масштабов торговых операций и вида продаваемого товара различают следующие виды цен: оптовые, розничные, тарифы, или расценки.

Оптовые цены применяются при реализации продукции большим количеством или крупными партиями (оптом). Такие масштабные операции совершаются преимущественно внутри производственного сектора, где товарами служат средства и предметы труда, необходимые для нормального течения производственного процесса. Например, продажа металлических руд и каменного угля металлургическим заводам, металла машиностроительным, нефти - перегонным, сельскохозяйственного сырья - заготовительным организациям и перерабатывающим предприятиям осуществляется большими партиями, исчисляемыми тысячами и миллионами тонн, и по оптовым ценам.

Оптовые цены, по которым закупается сельскохозяйственная продукция, длительное время назывались закупочными ценами, хотя таковыми являются все цены, обслуживающие оптовые закупки.

Оптовые цены используются в обороте продукции не только производственно-технического, но и потребительского назначения. По оптовым, или отпускным, ценам обычно реализуют продукцию предприятия-производители друг другу или торговым посредникам.

Розничные цены используются в торговле продукцией мелкими партиями, малым весом или штучными (единичными) товарами. По розничным ценам продаются потребительские товары, когда покупателем выступает население, и в меньшей степени - предприятия, организации и отдельные предприниматели.

Розничная цена образуется на конечном этапе движения продукции от производителя к потребителю. Поэтому она выше оптовой цены на величину торговой наценки, за счет которой компенсируются издержки обращения и обеспечивается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Тарифы, или расценки применяются при оплате услуг, под которыми понимается вид хозяйственной деятельности, не создающей продукта в его материально-вещественной форме, но измеряющей потребительские свойства товара. При установлении тарифов учитывается объем и качество выполненных работ, а также время, когда оказываются услуги. Примерами тарифов являются оплата бытовых и коммунальных услуг, плата за электроэнергию, газ, воду, проезд на общественном транспорте, пользование телефоном и др. К тарифам относится также оплата сельскохозяйственными предприятиями работ по поставкам и ремонту техники и оборудования, агрохимическому и транспортному обслуживанию, выполняемых специализированными сервисными службами.

По признаку степени свободы и метода установления различают фиксированные, регулируемые и рыночные цены.

Фиксированные, или прейскурантные цены, часто называемые твердыми, государственными ценами, имели широкое распространение в централизованно управляемой экономике бывшего СССР. Их принципиальный недостаток - отсутствие гибкости, отражающей постоянно меняющиеся условия, темпы и пропорции воспроизводственного процесса. Твердые цены подобны рулю автомобиля, заблокированному стопорным механизмом.

Регулируемые цены - это цены, чья величина, в целом определяемая комбинацией производственных факторов, регулируется государственными органами. Но внешнее воздействие со стороны правительства ограничено и сводится к установлению верхнего (нижнего) предела цен на определенные товары и услуги, предельного уровня рентабельности и т. п. Эти и другие методы государственного вмешательства в вопросы ценообразования рассматриваются в специальной теме настоящего пособия.

Рыночные цены свободны от непосредственного воздействия на их уровень, структуру и динамику развития. Они образуются в соответствии с законом спроса, предложения и денежного обращения.

Теоретически рыночные цены должны складываться в ходе свободного торга между продавцами и покупателями. Однако в действительности в процессе рыночного ценообразования всегда примешиваются различные факторы не только экономического, но и социально-психологического характера.

Наряду с описанными выше видами цен на практике функционируют другие группы цен, выделяемые по самым разнообразным признакам. Так, в экономическом анализе, планировании и статистике широко используются сопоставимые цены, при помощи которых определяется индекс физического объема продукции. Если, например, стоимость произведенного в хозяйстве зерна в 1991 г. составляла 100 тыс. руб., а в 1996 г. - уже 50 млн. руб., то это не значит, что объем валовой продукции увеличился в 5 тыс. раз. На самом деле величина натуры осталась прежней - 1000 ц, но закупочные цены зерна выросли в 5 тыс. раз. Сопоставимые цены применяются для того, чтобы нивелировать денежные показатели, изменение которых во многом обусловливается инфляцией. Другими словами, сопоставимые цены предназначены для пересчета номинального объема продукции в реальный объем.

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ формирования и использования прибыли предприятия на примере предприятия ООО Бин
Прибыль - многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, при ...

Ценообразование в условиях монополии
монополистический ценообразование государственный Сегодняшний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки соответственно невозможно представить без конкуренции. Однако рынки и конкуренция это разные экономические понятия. На рынке совершенной конкуренции имеется м ...