Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Понятие стоимости и закона стоимости

В экономической литературе сложилось два подхода к механизму ценообразования: производственный, или затратный, и рыночный. В чем их сущность, единство и различие?

Цена подвержена влиянию множества факторов, которые суммируются в спросе и предложении. Это влияние всегда признавалось экономистами, хотя они отдавали предпочтение то предложению, то спросу. Классики XVIII и начала XIX вв. выделяли роль предложения, полагая, что цены основываются на издержках производства: текущая, или рыночная цена товара, утверждали они, колеблется вокруг нормальной цены, которая в долговременном периоде регулируется издержками его производства. Если использовать модный в то время символический образ, текущие цены похожи на колебания многочисленных волн на море: естественная цена, пропорциональная издержкам производства, соответствует среднему уровню океана. Эта концепция характеризует содержание производственного, или затратного подхода.

При затратном подходе цена образуется под воздействием всего комплекса производственных факторов, главным из которых является труд - живой и прошлый, овеществлённый в потребляемых средствах и предметах труда. Именно затраты совокупного труда, или общественные издержки производства, конституируют цену. Для данного подхода типична следующая формулировка из «Капитала»: цена - это денежное выражение стоимости. Кроме того, К. Маркс дает и другие определения цены: денежное выражение овеществлённого в товаре труда; денежная форма товара; денежная маска стоимости, олицетворяющая общественные издержки производства; стоимость товара в денежной форме; и даже ироничное - «влюбленные взоры, бросаемые товарами на деньги» [16, С. 120].

В основе затратного механизма ценообразования находится трудовая теория стоимости, разработанная английскими классиками политической экономики У. Петти, А. Смитом, Д. Риккардо и развитая К. Марксом.

В чем смысл этой теории и ее центральной категории - стоимости? Стоимость - не природное качество вещи, а специфическое свойство товара, которое проявляется только в условиях рыночных отношений. Продукт сам по себе - это жизненное благо, предназначенное для удовлетворения тех или иных человеческих потребностей- И только. Например, хлеб, молоко, мясо, овощи и другие продукты питания удовлетворяют потребность в пище; рубашка, брюки, пиджак, пальто - потребность в одежде; трактора, оборудование, техника - потребность в средствах труда; семена, корма, удобрения, горюче-смазочные материалы - в предметах труда и т.д. Но когда эти вещи приходят в соприкосновение друг с другом в целях взаимного обмена, то у них сразу же возникает другое качество - стоимость, которую можно квалифицировать как пятое свойство товара наряду с его физическими параметрами - длиной, шириной, высотой и весом. Продукт превращается в товар, натуральное хозяйство - в товарное.

Следовательно, стоимость появляется исключительно в процессе общественного обмена веществ, опосредованного метаморфозом товара по формуле Т-Д-Т. Стоимость может быть выражена лишь относительно, в другом товаре, в форме меновой стоимости, но определяется величиной общественно необходимых затрат труда.

Для разъяснения данного положения рассмотрим такой пример. Вес некоего груза известен, допустим, 1 кг. Но как определить, что вес этого груза составляет 1 кг?

Очевидно, его надо положить на одну чашу весов, а на другую - железную гирю весом 1 кг. И получается, что вес груза определяется той силой, с которой он в поле тяжести действует на опору, а выражается своим отношением к весу другого физического тела - железной гири. При этом вес данного груза равен 1 кг не потому, что столько железа положила на другую чашу весов, а наоборот, столько железа положили потому, что таков физический вес Данного груза.

Стоимость - это абстрактная, сугубо научная категория; она приобретает функциональное значение, только будучи «пружиной» механизма закона стоимости. По аналогии: пружина - это гибкая, упругая, стальная полоска, часто закрученная спиралью. Взятая в отдельности, пружина ничего не значит и потому не имеет практического значения. Свою реальную ценность пружина обнаруживает, только становясь деталью машин, механизмов, устройств.

Закон стоимости - это объективный экономический закон товарно-денежных (рыночных) отношений, в соответствии с которым в рыночной экономике осуществляется равноправный и взаимовыгодный (эквивалентный) обмен товаров при помощи денег в пропорциях, определяемых величиной стоимости, то есть общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). В приведенной формулировке выделяются следующие ключевые моменты:

1) закон стоимости - это объективный экономический закон, не зависящий от воли субъекта, будь то рядовой человек или Администратор. Вообще-то в экономике целесообразнее говорить не о законах, а о тенденциях, поскольку хозяйственные процессы развиваются не по прямой, а по изломанной линии как устремление, как доминирующее направление. Например, физическое тело падает вниз строго вертикально, то есть по отвесной линии, составляющей с горизонтальной плоскостью прямой угол, а норма прибыли проявляет тенденцию к падению, равно как и норма рентабельности, эффективность, фондоотдача и другие экономические показатели;

Перейти на страницу: 1 2

Антимонопольная политика Российской Федерации
Глобализация мировых экономических процессов, активно влияющих на формирование национальных экономик, оказывает давление на разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции. Цели государственного и антимонопольного регулирования в этих условиях заключ ...

Анализ формирования и использования прибыли предприятия на примере предприятия ООО Бин
Прибыль - многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, при ...