Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Регулирующая роль закона стоимости

В.И. Ленин писал, что цена есть проявление закона стоимости, а стоимость есть закон цен, то есть обобщенное выражение явления цены. Цены изменяются вместе с движением общественно необходимых затрат труда: с ростом ОНЗТ растет цена, и наоборот. Но это не значит, что цена всегда следует за стоимостью, точно копируя ее колебания. Напротив, отклонение цены от стоимости заложено в самой природе их взаимоотношений. Конкретный механизм и формы колебания цены вокруг стоимости зависят от множества причин, в числе которых характер производственных отношений, состояние экономической конъюнктуры, уровень государственного регулирования экономики и др. При этом отклонение цены от стоимости ограничивается рядом факторов. Это:

) закон равенства суммы цен сумме стоимостей. Согласно данному закону равные, противоположно направленные отклонения цены от стоимости взаимно уничтожаются, как плюс и минус. Другими словами, отклонение цены от стоимости по одной какой-либо группе товаров должно компенсироваться противоположным отклонением цены от стоимости по другой группе товаров. В противном случае разрушается экономическая основа цены и открывается дорога волюнтаризму во всей системе ценообразования.

В основе закона равенства суммы цен сумме стоимостей лежит количественная теория денег. Поскольку деньги являются посредниками в акте купли-продажи, то количество уплаченных денег всегда будет тождественно сумме цен реализованных товаров и услуг. Поэтому внешнее изменение количества находящихся в обращении денег приводит к пропорциональному изменению абсолютного уровня цен и, следовательно, к изменению покупательной способности денег. Например, если количество денег в обращении в результате эмиссии увеличивается в 2 раза, то равновесие между товарным и денежным рынками нарушается. Поскольку скорость оборота денег и выпуск товаров не могут резко измениться, то равновесие может быть восстановлено единственным способом - увеличением цены в 2 раза. Наступает инфляция. Эта «болезнь» экономики возникает каждый раз, когда количество денег превышает объем жизненных благ. Реже наблюдаются случаи обратного порядка, когда объем товаров и услуг больше оборачивающейся денежной массы, отчего деньги дорожают, наступает дефляция. К слову сказать, эта «болезнь» не менее опасна, чем инфляция;

) стоимость, или общественные издержки производства, ниже которых цена не должна опускаться, иначе теряются мотивы к труду и инвестированию. Товар или услуга будут производиться лишь тогда, когда рыночная цена окупает затраты. Предприятие, чьи издержки равны денежной выручке от реализации (денежному доходу), не только покрывает затраты, но и получает нормальную, или справедливую прибыль. Если же выручка от продажи превышает издержки производства, то предприятие наряду с нормальной получает чистую, или экономическую прибыль. О ней речь пойдет в специальной теме.

Некоторые экономисты в качестве нижнего предела цены называют себестоимость продукции. В таком случае денежный доход должен не только окупать затраты, но и обеспечивать определенный излишек средств, достаточный для обеспечения простого воспроизводства. В целях создания благоприятных условий, необходимых для расширенного воспроизводства, доход от реализации продукции должен перекрывать себестоимость в такой мере, величина которой была бы не ниже ставки процента. Другими словами, окупаемость вложений в производственную сферу должна быть не ниже рентабельности банковской деятельности с тем, чтобы потенциальный инвестор предпочел производство товаров и услуг, а не депозит;

) установившиеся соотношения между всеми ценами в обществе, численность которых составляет десятки миллионов. Нарушение пропорции даже в одном каком-либо звене оборачивается цепным распадом всей «ценовой решетки» или каркаса системы цен. По аналогии: если в кирпичной стенке повредить один кирпич, то она значительно теряет прочность, если же несколько кирпичей - она может полностью разрушиться.

В странах с развитой рыночной экономикой для сохранения структуры цен на базовую продукцию и услуги устанавливаются твердые, прейскурантные цены. Таким образом, государство создает фундамент механизма ценообразования. К базовой продукции относят металл, газ, нефть, зерно, хлопок, а также услуги городского общественного транспорта, коммунальных служб и других естественных монополистов.

Хозяйственный организм очень чувствителен к повышению цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. Например, рост цен на электроэнергию отзывается не одним потоком, а целой волной подорожания продукции на всех стадиях технологической цепи, начиная от добычи сырья и кончая готовой к потреблению продукцией. На каждом этапе эффект от повышения цен на электроэнергию усиливается. Такая волна увеличения цен в экономике получила название мультипликационного эффекта от повышения цен. Другими словами, последствия роста цен на базовую продукцию и услуги не просто накапливается, а умножается в геометрической прогрессии.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ хозяйственной деятельности коммерческой организации
Анализ хозяйственной деятельности Задача 1 На основании исходной информации проанализировать динамику товарной продукции, цен и натуральных объемов выпуска. Выявить наметившиеся тенденции. Таблица 1 - Перечень исходной информации для выполнения задания АХД (р ...

Экономика на железнодорожном транспорте
Расчет объемных и качественных показателей работы вагонов ...