Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Недостатки затратного механизма ценообразования

Затратный механизм ценообразования, будучи единственным в СССР, значительно деформировал советскую экономику. Он обусловил соответствующее поведение социалистических предприятий, чьи экономические интересы были устремлены в сторону всемерного наращивания производственных затрат, поскольку это вело к росту оптовых и розничных цен. Хозяйственные субъекты были заинтересованы не столько в улучшении качества продукции и расширении ее ассортимента, сколько в увеличении расходов трудовых, материальных и финансовых ресурсов: чем больше их потреблено, тем лучше показатели и выше призовые места в социалистическом соревновании. Важнейшим критерием работы служил объем «освоенных», то есть израсходованных средств.

Подмена целей и мотивов и абсолютизация валовых оценок привели к тому, что советская продукция отличалась крайне низкими потребительскими качествами и чрезмерно высокой ресурсоемкостью. Так, например, общая энергоемкость сельского хозяйства нашей страны в 4 раза, а материалоемкость - в 5 раз выше, чем в США. Отечественная продукция долгие годы была неконкурентоспособной, отчего население предпочитало импортные потребительские товары. К сожалению, эта тенденция сохранилась, причем она сегодня распространяется и на продовольствие.

Другой принципиальный недостаток затратного механизма заключается в том, что цена при данном подходе не конституируется, а складывается из различных величин - затрат и определенного норматива прибыли. На наш взгляд, все здесь субъективно, произвольно. Во-первых, в погоне за простотой и ясностью расчета цены дело дошло до абсурда: признавая стоимостную базу цены, ее стали исчислять путем механического сложения расходов на сырье, материалы, топливо, амортизацию, заработную плату и другие ресурсы, с одной стороны, и нормативной прибыли - с другой. Во-вторых, надежных методов разделения собственно затрат и прибыли не существует. При желании и умении практически всегда можно доказать, что какую-то часть прибыли, если не всю прибыль, следует относить к издержкам, и наоборот. Отсюда и существование бесприбыльных (планово-убыточных) предприятий, где любые расходы умело относят к издержкам - для этого достаточно канал расходования прибыли считать неотъемлемой частью себестоимости. Существующие инструкции, устанавливающие порядок отнесения тех или иных видов затрат к издержкам и включения их в себестоимость продукции, способны лишь частично обеспечить разделение себестоимости и прибыли. Поэтому уровень цены во многом зависит от профессиональных качеств учетных работников, особенно главного бухгалтера, умеющего распределять затраты так, «как надо». В-третьих, величина складываемой с затратами прибыли берется по нормативу, назначаемому административным органом. Данный норматив устанавливается произвольно и он далек от средней нормы прибыли по народному хозяйству.

Таким образом, затратный подход в определении цены в значительной мере базируется на бухгалтерских манипуляциях, далеких от конъюнктуры рынка. Например, к какой части цены - к собственно затратам или к прибыли - надо относить пени, неустойки, штрафы и прочие денежные взыскания с предприятия за отнюдь нехорошую работу? В зависимости от ответа на вопрос устанавливается величина исходной цены. Если взыскания включаются в затраты, то цена искусственно вздувается. Предположим, что себестоимость единицы продукции составляет 1000 руб., штраф за недопоставку в договорный срок - 100 руб., норматив прибыли производителя - 50%. Первоначальная цена будет 1650 руб. [(1000 + 100) х 50 : 100], а прибыль - 550 руб. (1650-1000-100). Если же штраф компенсируется за счет прибыли, а не включается в себестоимость, то цена составляет 1500 руб. (1000 х 50 : 100), а прибыль (с вычетом штрафа) - 400 руб. (1500-1000-100) или на 150 руб. меньше, чем в первом случае. Следовательно, только в результате учетно-расчетных манипуляций и «жонглирования» цифрами прибыль предприятия возрастает на 150 руб. в расчете на единицу продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Характеристика ОАО Варненский КХП
Краткая характеристика ОАО «Варненский КХП» Полное и сокращенное название: ОАО «Варненский Комбинат хлебопродуктов», ОАО «Варненский КХП». Организационно-правовая форма: Открытое Акционерное Общество (ОАО) Почтовый адрес: 454091, Россия, Челябинская область с. Варна, ...

Анализ экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В настоящее время в условиях рыночной экономики появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализирова ...