Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Образование равновесной цены и ее роль в рыночном механизме

В неоклассическом направлении экономической теории синтез полезности и издержек дает цену равновесия. Говоря проще, согласование спроса и предложения рождает конкурентную равновесную цену. Именно эта научная категория является одной из основных в структуре рыночного механизма.

В атмосфере свободной конкуренции цена формируется автоматически, в режиме саморегуляции и самонастройки. Этот объективный процесс протекает незаметно, скрытно, что дало основание А. Смиту назвать его «невидимой рукой». Внешне торг между продавцом, выражающим предложение, и покупателем, представляющим спрос, проходит открыто, порой шумно, когда первый стремится повысить цену из естественного желания получить больше выгоды, а второй, напротив, старается сбить цену ради экономии денежных средств. Продавцу в его стремлении способствует конкуренция между покупателями и непрерывное возвышение их потребностей, а покупателю помогает конкуренция между продавцами и их желание всемерно расширить сбыт своей продукции.

Закон отношений спроса и предложения Ф. Энгельс называл чисто естественным законом, а не законом духа. «Предложение всегда следует непосредственно за спросом, - писал он, - но никогда не бывает, чтобы оно покрывало его в точности; оно или слишком велико, или слишком мало, но никогда не соответствует спросу . Если спрос больше предложения, то цена повышается, и этим как бы возбуждается предложение; как только это увеличившееся предложение выявляется на рынке, цены падают, и если предложение становится больше спроса, то падение цен будет столь значительно, что от этого в свою очередь усилится спрос» [15, С. 561].

Способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цены. В сложных многофакторных условиях свершившийся акт купли-продажи свидетельствует о том, что спрос и предложение временно уравнялись посредством цены равновесия, или равновесной цены. Эту цену еще именуют ценой рыночного клиринга.

Как понимать это ключевое для рынка правило? Как можно уравнять спрос и предложение, если они количественно различаются? Как вообще можно сбалансировать беспредельные потребности человека в жизненных благах с ограниченными возможностями и ресурсами?

На эти принципиальные вопросы наиболее приемлемый ответ дала рыночная экономика, которая органически соединила три основополагающих системных элемента - спрос, предложение и цену. Механизм рыночной координации разнокачественных факторов можно проиллюстрировать на примере рычага. На стабильном рынке спрос С и предложение П сбалансированы, цена равновесия находится «посередине» (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Цена равновесия на сбалансированном рынке

Если спрос по каким-либо причинам увеличился, например, в 2 раза, то равновесие нарушается. Оно может быть восстановлено двумя способами: за счет либо удвоения предложения, либо смещения точки равновесия цены. Но поскольку предложение не в состоянии быстро возрасти, то на изменившийся спрос сразу же реагирует цена: точка ее равновесия от середины сдвигается в сторону - она, согласно закону спроса, повышается (рис. 3.2).

Рис. 3. «Смещенная» цена равновесия на сбалансированном рынке

Правило изменения рыночной цены вследствие нарушения равновесия между спросом и предложением мы называем «правилом рычага». Возвращение в прежнее, нормальное состояние, при котором точка равновесия цены займет срединное положение, произойдет только тогда, когда величина предложения благодаря конкуренции потребителей увеличится и достигнет величины спроса.

Следовательно, центр тяжести не обязательно означает середину рычага, а равновесная цена - это отнюдь не средневзвешенная величина. Поэтому ее справедливее было бы назвать уравновешивающей ценой.

Даже в условиях жестко организованной командной экономики СССР, когда стоимостные, точнее сказать, денежные категории исполняли преимущественно учетную и разверсточную роль, цена использовалась как уравновешивающий фактор, особенно в потребительском секторе. Действительно, в продовольственных магазинах при относительном достатке традиционных товаров отсутствовали красная и черная икра, сырокопченые колбасы, балыки и многие другие деликатесы. Однако подавляющая масса населения по этому поводу не выражала недовольства. Люди понимали, что данные продукты крайне дороги и, как правило, не спрашивали их. Высокие розничные цены, назначенные на так называемые товары не первой необходимости, уравновешивали спрос с предложением на предельно низком уровне.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ финансового состояния ОАО Орбита
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...

Формирование издержек производства на предприятиях нефтегазового комплекса
Формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Это важно не только во взаимосвязи с действующим в настоящее время налоговым законодательством, но и в соответствии с местом бухгалтерского учета в ...