Категории
Механизм ценообразования на конкурентном рынке
Однако рыночное равновесие может быть нарушено не только за счет изменения цены, но и вследствие изменения неценовых факторов (вкусов и предпочтений потребителей, их доходов, технологии производства, цен на товары-заменители, политики государства и т.п.), которые приводят к смещению кривых спроса и предложения. Возникает вопрос: сможет ли вновь установиться равновесное состояние?
Предположим, что в результате снижения доходов населения кривая спроса сместилась из положения С в положение С1 (рис. 3.5).
Рис. 3.5 Стабильное равновесие
Новое состояние равновесия будет достигаться в точке Р1. Если цена останется прежней (Ц0), то возникает отклонение от равновесия Р1 в виде избытка товаров, то есть предложение станет больше спроса. Этот избыток будет давить в сторону понижения цены и сокращения объема предложения до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие Р1, называемое стабильным.
Стабильное равновесие - это такое равновесное состояние, отклонение от которого приводит к возвращению в это же состояние.
Под влиянием различных факторов равновесие может стать и неустойчивым (рис. 3.6).
Рис. 3.6 Неустойчивое равновесие
Неустойчивым считается такое равновесное состояние, отклонение от которого не приводит к возвращению в это состояние. Следствием неустойчивости равновесия рынка является несовпадение спроса и предложения в течение более или менее продолжительного времени.
В зависимости от характера устойчивых отклонений объемов спроса и предложения, а также цен от равновесных, в литературе различают рынок потребителя (покупателя) и рынок производителя (продавца).
Рынок потребителя - это рынок, который характеризуется устойчивым превышением предложения над спросом. На таком рынке конкурируют друг с другом производители за потребителя. Главная задача продавцов - наилучшим образом и в полной мере удовлетворить потребности покупателя. Здесь складывается цена спроса. Цена спроса - это предельная максимальная (верхняя) цена, за которую покупатели еще согласны купить товар. Выше нее рыночная цена подняться не может, потому что у потребителей больше нет денег на покупку.
Рынок производителя - это рынок, который характеризуется устойчивым превышением спроса над предложением. На таком рынке конкурируют друг с другом потребители за возможность купить дефицитный товар. Они готовы заплатить более высокую цену - цену предложения. Цена предложения - это предельная минимальная (нижняя) цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что производство станет нерентабельным и лишенным стимулов к дальнейшему развитию.
Рынок потребителя и рынок производителя - это временное состояние неустойчивого равновесия рынка, которое в условиях конкурентной экономики обязательно трансформируется в состояние стабильного равновесия. Можно утверждать, что рыночный механизм, образующий равновесную конкурентную цену, относится к разряду уникальных общечеловеческих ценностей; он является достоянием всей мировой цивилизации и останется таковым в обозримом будущем.
Асимметрия информации на рынках и деятельность государственных предприятий
Актуальность темы исследования. В современных условиях повышается
значимость информационной инфраструктуры, степени информированности о динамике
рынков, спроса и предложения на них и наличия оперативной и объективной
информации. Пример полной и симметричной информации - рыно ...
Формирование трудовых ресурсов промышленной организации с целью укрепления ее конкурентоспособности (на материалах Открытого акционерного общества Гомельский радиозавод)
трудовой ресурс
промышленный планирование
Трудовые ресурсы являются главным ресурсом
каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во
многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.
В частности, от обеспеченности пред ...