Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Механизм ценообразования на монопольном рынке

В реальной хозяйственной практике чисто свободного, конкурентного рынка не бывает: все рынки в той или иной мере монополизированы. Монопольным является такой рынок, на котором господствует или доминирует один продавец товара или услуги.

Рассмотрим, как рождается цена на монопольном рынке, где спрос соответствует кривой спроса, а кривая предложения находится под воздействием не столько закона предложения, сколько рыночного монополиста, который, как известно, руководствуется стремлением при заданном объеме спроса извлечь возможно большую прибыль и на этой основе строит свое предложение. Следовательно, наряду со спросом цена на монопольном рынке формируется в соответствии с принципом максимизации прибыли производителя товара.

В условиях, когда нет конкурентов, монополист, выбирая объемы производства и продаж продукции, вполне естественно ориентируется на собственные издержки в их соотношении с рыночными ценами. Чем меньше издержки в расчете на единицу продукции, тем при прочих равных условиях выше прибыль, и наоборот. Значит, монополист должен стремиться к наращиванию производства и предложения, чтобы значительно сократить удельные издержки. В действительности этого не происходит, поскольку с ростом предложения, согласно закону предложения, цена падает, а она наряду с издержками - главный фактор образования прибыли.

Так как общая прибыль равна произведению одновременно изменяющихся параметров, то монополист будет искать такую комбинацию переменных (объема, цены и издержек), при которой прибыль окажется максимальной.

Жестко устанавливая объем выпуска и продаж товара, монопольный продавец во многом диктует и цену товара, ибо своим выпуском он предопределяет объем спроса, который может быть удовлетворен, и, тем самым, и цену спроса. Она же есть цена предложения, максимизирующая прибыль. Понятно, что в этих условиях поведение производителя не согласуется со стремлением увеличивать объемы производства и предложения, так как при ограниченной продаже он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Более того, монополист считает выгодным сокращать масштабы своего предприятия, чтобы поднимать цену все выше и выше.

Эта тенденция наглядно проявляет себя в российской экономике: спад производства во всех направлениях сопровождается безудержным ростом оптовых и розничных цен. Монополизм никогда не создает стимулов к снижению себестоимости, которая в любом случае покрывается высокой ценой.

ВЫВОДЫ

В основе рыночной концепции образования цены лежит теория предельной полезности, согласно которой ценность (стоимость) есть функция степени полезности товара или услуги. Причем ценность не имманентное свойство вещи, а субъективная форма выражения представления человека о ее полезности.

Начало соединения двух теорий - классической трудовой теории стоимости и теории предельной полезности - было положено на рубеже XIX-XX вв. в трудах А. Маршалла. Этот основоположник неоклассического направления в экономической науке исходил из того, что процесс образования ценности - это результат одинакового участия в данном процессе как издержек, так и полезности; издержки и полезность - это, по А. Маршаллу, два лезвия одних ножниц.

Свершившийся акт купли-продажи свидетельствует о том, что спрос и предложение на рынке уравновесились посредством конкурентной цены. Если спрос больше предложения, то он сбивается возросшей рыночной ценой до уровня предложения, если же предложение больше спроса, то снизившаяся цена сокращает его до уровня спроса. В этом суть рыночного выравнивания спроса и предложения через равновесную цену.

Перейти на страницу: 1 2

Формы и системы оплаты труда, области их эффективного использования
В рыночных условиях хозяйствования предприятиям предоставлена большая свобода в использовании трудовых ресурсов и определении форм и размеров оплаты труда сотрудников. Сотрудники же, в свою очередь, достаточно свободно могут выбирать предприятие, на котором им будут предлож ...

Экономика и управление энергетических предприятий
Смета затрат на приобретение основных элементов и сборку ПГУ ...