Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Типы рынков и ценообразование

Механизм ценообразования прямо зависит от типа (модели) рынка. Несмотря на абсолютную несхожесть и безграничное разнообразие рынков, в литературе выделяются следующие их типы:

. Рынок чистой (совершенной) конкуренции, или конкурентный рынок. Он состоит из большого числа независимо действующих продавцов стандартизированной, или однородной продукции. Например, рынок пшеницы, рынок кукурузы, рынок молока, рынок мяса и других сельскохозяйственных продуктов; рынок услуг по ремонтно-техническому и химическому обслуживанию сельскохозяйственных предприятий; рынок ценных бумаг; рынок иностранной валюты. Цены на конкурентном рынке одинаковы, потому что из-за крайне малой доли в общем объеме продаж отдельный продавец не в состоянии оказать ощутимого влияния на рыночную цену и, следовательно, контролировать ее. Другими словами, каждый конкурирующий товаропроизводитель не может устанавливать рыночную цену, он может только соглашаться с ней.

В условиях чистой конкуренции спрос на продукцию отдельного предприятия является совершенно эластичным - линия спроса расположена параллельно оси абсцисс. Это означает, что бесконечно малое увеличение цены может снизить спрос до нуля, а крайне малое снижение цены может увеличить спрос до необозримых размеров. Эластичность спроса в этом случае считается неопределенной, то есть предполагается, что потребители готовы покупать товар только по заданной цене и не более.

Продавцы и покупатели могут свободно входить в конкурентный рынок и выходить из него, никто и ничто этому не мешает. Вследствие постоянной миграции субъектов рынка его конъюнктура абсолютно не меняется.

. Рынок чистой монополии. Он является антиподом первому рынку. Состоит из единственного продавца-монополиста одного продукта или услуги, не имеющих хороших или близких заменителей. Это сфера инфраструктуры, обеспечивающая население жилищно-коммунальными, почтовыми, телефонно-телеграфными и другими бытовыми услугами, общественный транспорт, электро-, газо- и водоснабжение, охрана окружающей среды и другие местные предприятия общественного пользования: милиция (полиция), пожарники, муниципальная медицина и образование, налоговая служба и налоговая полиция, культурное обслуживание и т.п. Как отмечалось ранее, это отрасли естественной монополии.

Что служит препятствием для вхождения в рынок чистой монополии конкурентов? Авторы обычно перечисляют пять барьеров: положительный эффект, обусловленный ростом масштабов производства; техническая и экономическая неэффективность конкуренции в этих отраслях; правовая защита технических решений посредством патентов и лицензий; монопольное владение источниками природных ресурсов, необходимых для выпуска продукции; нечестная конкуренция, предназначенная для устранения конкурентов.

Если на конкурентном рынке продавец соглашается с ценой, то чистый монополист диктует цену. Причина очевидна: он выпускает и контролирует общий объем предложения. В предыдущей теме отмечалось, что при нисходящей кривой спроса монополист, манипулируя количеством предлагаемого продукта, вызывает желаемое изменение цены ради максимизации прибыли.

Рынок чистой монополии образуют два типа предприятий: государственные, частные регулируемые и частные нерегулируемые предприятия. В каждом случае ценообразование осуществляется по-разному. Так, государственный (и муниципальный) монополист цену может назначить:

Перейти на страницу: 1 2 3

Экономика и управление
Экономика Организация, нормирование и оплата труда ...

Анализ финансового состояния ОАО Орбита
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...