Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Типы рынков и ценообразование

Механизм ценообразования прямо зависит от типа (модели) рынка. Несмотря на абсолютную несхожесть и безграничное разнообразие рынков, в литературе выделяются следующие их типы:

. Рынок чистой (совершенной) конкуренции, или конкурентный рынок. Он состоит из большого числа независимо действующих продавцов стандартизированной, или однородной продукции. Например, рынок пшеницы, рынок кукурузы, рынок молока, рынок мяса и других сельскохозяйственных продуктов; рынок услуг по ремонтно-техническому и химическому обслуживанию сельскохозяйственных предприятий; рынок ценных бумаг; рынок иностранной валюты. Цены на конкурентном рынке одинаковы, потому что из-за крайне малой доли в общем объеме продаж отдельный продавец не в состоянии оказать ощутимого влияния на рыночную цену и, следовательно, контролировать ее. Другими словами, каждый конкурирующий товаропроизводитель не может устанавливать рыночную цену, он может только соглашаться с ней.

В условиях чистой конкуренции спрос на продукцию отдельного предприятия является совершенно эластичным - линия спроса расположена параллельно оси абсцисс. Это означает, что бесконечно малое увеличение цены может снизить спрос до нуля, а крайне малое снижение цены может увеличить спрос до необозримых размеров. Эластичность спроса в этом случае считается неопределенной, то есть предполагается, что потребители готовы покупать товар только по заданной цене и не более.

Продавцы и покупатели могут свободно входить в конкурентный рынок и выходить из него, никто и ничто этому не мешает. Вследствие постоянной миграции субъектов рынка его конъюнктура абсолютно не меняется.

. Рынок чистой монополии. Он является антиподом первому рынку. Состоит из единственного продавца-монополиста одного продукта или услуги, не имеющих хороших или близких заменителей. Это сфера инфраструктуры, обеспечивающая население жилищно-коммунальными, почтовыми, телефонно-телеграфными и другими бытовыми услугами, общественный транспорт, электро-, газо- и водоснабжение, охрана окружающей среды и другие местные предприятия общественного пользования: милиция (полиция), пожарники, муниципальная медицина и образование, налоговая служба и налоговая полиция, культурное обслуживание и т.п. Как отмечалось ранее, это отрасли естественной монополии.

Что служит препятствием для вхождения в рынок чистой монополии конкурентов? Авторы обычно перечисляют пять барьеров: положительный эффект, обусловленный ростом масштабов производства; техническая и экономическая неэффективность конкуренции в этих отраслях; правовая защита технических решений посредством патентов и лицензий; монопольное владение источниками природных ресурсов, необходимых для выпуска продукции; нечестная конкуренция, предназначенная для устранения конкурентов.

Если на конкурентном рынке продавец соглашается с ценой, то чистый монополист диктует цену. Причина очевидна: он выпускает и контролирует общий объем предложения. В предыдущей теме отмечалось, что при нисходящей кривой спроса монополист, манипулируя количеством предлагаемого продукта, вызывает желаемое изменение цены ради максимизации прибыли.

Рынок чистой монополии образуют два типа предприятий: государственные, частные регулируемые и частные нерегулируемые предприятия. В каждом случае ценообразование осуществляется по-разному. Так, государственный (и муниципальный) монополист цену может назначить:

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ формирования, распределения и эффективности использования прибыли на ООО Детальснаб
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает все большую силу и с ней набирает силу и конкуренция, как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимани ...

Анализ финансового состояния ОАО Орбита
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...