Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Типы рынков и ценообразование

а) ниже издержек, если товар или услуга имеют важное общественное значение: жилье и коммунальные услуги, образование, здравоохранение, связь и т.п.;

б) на уровне издержек с расчетом покрыть собственные расходы и обеспечить получение нормальной прибыли: строительство и ремонт дорог, профессиональное образование, охрана окружающей среды и т.п.;

в) очень высокой для всемерного сокращения потребления алкоголя, табака, наркотиков и других высокоакцизных товаров.

Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой для предприятий государственной собственности, работающих в условиях чистой монополии, главной целью служит не прибыль, а удовлетворение жизненных потребностей людей. Для этого они и созданы. Поэтому государственная монополия стала поставщиком значительного количества дешевых и разнообразных услуг в сфере жилищного и коммунально-бытового обслуживания населения. Она в целом служит дополнением частного сектора там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. Нередко случается, что государство берет на себя низкорентабельные и убыточные отрасли естественной монополии, выводит их из прорыва и на льготных условиях передает (продает) в сферу частного предпринимательства.

При частной регулируемой монополии предприятиям разрешено назначать цены, обеспечивающие нормальную прибыль. К регулируемым монополиям, принадлежащим частному капиталу, в первую очередь относятся коммунальные службы, поставщики природного газа, электричества и воды, цены и тарифы на услуги которых определяется центральными, региональными и местными правительственными структурами.

При частной нерегулируемой монополии цены устанавливают сами предприятия. От соблазна взвинтить цены на свою продукцию и услуги их сдерживает боязнь ввода государственного прейскуранта, нежелание привлекать конкурента и стремление быстро проникнуть на всю глубину рынка.

Необходимо подчеркнуть, что деление на регулируемую и нерегулируемую монополию по существу условно, потому что перевод из одного состояния в другое, осуществляемое правительством, зависит от общей конъюнктуры потребительского рынка, финансового положения и ценовой политики предприятия.

. Рынок монополистической конкуренции. Большинство рыночных структур находится между конкурентным рынком и рынком чистой монополии. Но рынок монополистической конкуренции расположен ближе к первому типу: в нём значительный объем конкуренции «смешан» с небольшой дозой монопольной власти. Он состоит из нескольких десятков (от 20 до 70) предприятий, каждое из которых обладает небольшой долей всего рынка и, следовательно, очень ограниченным контролем над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа предприятий гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёмов производства и искусственного повышения цен почти невозможен.

В отличие от конкурентного рынка сделки в условиях монополистической конкуренции совершаются не по единой цене, а в широком диапазоне цен, потому что здесь обращается не стандартизированный, а дифференцированный по качеству, услугам, размещению и упаковке продукт. Это производство одежды, обуви, мебели, книгоиздание, сфера бытовых услуг, розничная торговля.

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ эффективности использования основных фондов
Основные средства составляют главную часть активов компаний, действующих во многих сферах предпринимательской деятельности. Информация о них имеет большое значение для характеристики финансового положения и результатов деятельности компании. Основные средства оказывают непос ...

Анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации и выявление мер по их увеличению
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осущ ...