Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Понятие спроса и его определение

Цена непосредственно зависит от уровня спроса. Поэтому для установления исходной цены товара или услуги товаропроизводители должны знать характер (качество) кривой спроса и величину (количество) эластичности спроса по цене на данном рынке. Это позволит установить вероятные объёмы товара, которые удастся продать за конкретный отрезок времени по ценам разного уровня.

Предположим, что какое-то предприятие разработало новый, усовершенствованный вид товара, качество которого превышает уже производимую продукцию. Перед предприятием стоит вопрос: по какой цене продавать товар? Насколько выше может быть установлена цена по сравнению с ценами идентичных товаров? Какая цена окажется приемлемой для потребителей? Какое количество нового товара они пожелают приобрести? Как поведёт себя спрос с изменением цены? Вопросов много и все они относятся к маркетинговой политике каждого функционирующего предприятия.

Спрос - это количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение известного промежутка времени дня, недели, месяца, года. Проще говоря, спрос представляет сумму покупателей, или потребителей, имеющихся на рынке.

Динамика спроса определяется законом спроса. Закон спроса заключается в том, что по мере роста цены на данный товар величина спроса на него будет падать, и наоборот. Это вызывается двумя причинами: во-первых, при снижении цены потребитель хочет и может приобрести больше товаров (эффект дохода) и, во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Зависимость между ценой и спросом обратная, или отрицательная. На графике она выражается в виде линии, получившей название кривой спроса. Спрос отличается от потребностей тем, что он выступает как реальный покупательский спрос, то есть спрос, подкреплённый деньгами, платежеспособный спрос. Другими словами, спрос - это всегда денежное выражение величины потребности в товарах и услугах. Например, физиологические потребности среднего человека в мясе и мясопродуктах составляют, по данным Института Питания РАН, 82 кг в год, тогда как фактическое потребление - только 45 кг. Таков объём продукта, который в состоянии оплатить средний россиянин и на который предъявляется фактический спрос.

Возможны следующие варианты кривой спроса:

) большинство кривых спроса имеют форму нисходящей прямой или изогнутой линии.

Рис. 4.1 Кривые спроса для большинства товаров

На рисунке видно, что с увеличением цены с Ц1 до Ц3 количество проданного товара уменьшается с К1 до К3. Кривая спроса характеризует все возможные комбинации цены и спроса в пределах данного варианта. Например, при снижении цены с Ц3 до Ц2 объём продаж увеличивается с К3 до К2;

) незначительная часть кривых спроса имеет форму дугообразной кривой, или дуги.

Рис. 4.2 Кривая спроса для престижных товаров

На рисунке видно, что с увеличением цены с Ц1 до Ц2 количество продаж увеличивается с К1 до К2. Как говорят специалисты, кривая спроса приобретает необычный, положительный наклон. Это бывает при продаже престижных товаров: духов, модной одежды, автомобилей, драгоценностей. Но затем при дальнейшем повышении цены до Ц3 объём реализации продукции сокращается с К2 до К3. Кривая спроса возвращается к нормальному, отрицательному наклону.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Антимонопольное регулирование российская практика
Важной частью государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть регулирование такой деятельности фирм, которая, по мнению специалистов, наносит удар по конкуренции. Среди целе ...

Антиинфляционная политика. Причины инфляции в Республике Беларусь
В мире практически нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 ...