Категории
Понятие спроса и его определение
Предпринимателю необходимо знать, что на практике встречаются другие, исключительные случаи, когда связь между ценой и спросом положительная. Они имеют место:
1) на рынке, где торгуют незаменимыми слагаемыми набора потребителя спичками, солью, мылом и т.п. Как бы не повышались или снижались цены на эти товары, спрос на них остаётся практически неизменным. Рыночные цены на соль и спички, подобно естественной монополии, находятся под контролем государства;
2) на рынке, заполненном товаром, потребность в котором уже насыщена. Если производитель, надеясь на увеличение спроса, снизит цену, то он может проиграть, поскольку спрос, по всей вероятности, снизится. Например, уценённые товары покупаются с меньшим желанием;
3) на рынке ряда продовольственных товаров, таких как, например, хлеб и картофель. В странах с низким уровнем жизни эти продукты являются главными компонентами питания. Поэтому при увеличении цены люди вынуждены повышать спрос на них, сокращая другие покупки. Это явление получило название «эффекта Гиффена»;
4) в условиях стагфляции, когда происходит глубокая деформация психологии потребителей. Они перестают верить в то, что цены снизятся, и весь их интерес в том, чтобы предугадать, насколько именно они подорожают. Эти адаптивные инфляционные ожидания изменяют структуру семейных расходов: увеличивают долю средств, направляемых на текущее потребление, и уменьшает долю средств, идущих на сбережение. Рост доходов на потребление повышает спрос, а последний, в свою очередь, вызывает увеличение рыночных цен. Адаптивные инфляционные ожидания становятся ещё более устойчивыми;
5) в кризисные периоды развития общества, когда у некоторой части населения с высокими доходами повышается спрос на редкие и дорогостоящие товары (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющиеся средством помещения денег;
при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Например, при переключении спроса с маргарина на масло животное или с подсолнечного на оливковое масло: снижение цен на первые товары не ведёт к увеличению спроса на них.
Кривые спроса характеризуются многими параметрами, главными из которых являются характер кривой спроса и эластичность спроса по цене.
Методы оценки кривых спроса по цене.
В странах с развитой рыночной экономикой большинство предприятий систематически проводит замеры изменений спроса в зависимости от колебания уровня цен. На этом строится их ценовая политика.
В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар уравновешен узкодиапазонной, практически единой ценой, которую назначает монополист. Он - единственный продавец на рынке и потому только он определяет цену. Спрос на таком рынке малоэластичен, или неэластичен.
На конкурентном рынке кривая спроса складывается как равнодействующая всех цен в соответствии с «правилом рычага». Спрос на таких рынках эластичен.
Для замера спроса прослеживается объём продаж в течение определённого промежутка времени при разных ценах. По полученным данным вычерчивается график и устанавливается характер кривой спроса. На рисунке 4.3 изображена кривая спроса на свинину на рынке (пример условный). Как видно, спрос на мясо растёт по мере снижения цены. Но где-то на уровне 80 руб. за 1 кг он начинает падать, видимо, из-за недоверия покупателей к качеству продукта или же престижа. Следовательно, кривая спроса на данном рынке имеет нормальный, нисходящий вид, причём она несколько изогнута вовнутрь. Поэтому действия продавцов должны быть традиционными, обычными для конкурентных рынков, где действует закон спроса: с ростом цены на товар спрос на него падает, и наоборот.
Экологическая экспертиза
Двадцатое
и двадцать первое столетие характеризуется интенсивным ростом населения Земли,
развитием урбанизации. Появились города-гиганты с населением более десяти
миллионов человек. Развитие промышленности, транспорта, энергетики,
индустриализация сельского хозяйства привел ...
Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Производственная практика предусматривает закрепление и практическое
применение полученных знаний по вопросам экономики, управления и организации
производства и труда, финансам, бухучета и др. дисциплинам на предприятиях и в
организациях, банках, налоговых инспекциях и други ...