Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Оценка издержек производства

Цена зависит не только от соотношения спроса и предложения, но и уровня издержек производства, который является нижним пределом цены. Под издержками производства понимается использование природных, трудовых и инвестиционных ресурсов для производства товаров и услуг. Другим словами, издержки производства - это затраты экономических ресурсов, осуществлённые в целях получения потребительных ценностей, или жизненных благ.

Различают постоянные и переменные издержки производства.

Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от изменения объемов производства. Они связаны с самим фактом существования предприятия - его производственных зданий, сооружений, оборудования, других капитальных средств - и должны быть оплачены, даже если оно (предприятие) не работает. Постоянные издержки имеют место всегда, независимо от объёмов выпускаемой продукции. К ним относятся рентные платежи за пользование землёй и другими природными ресурсами, кроме сырья, плата за аренду помещений, если они не собственные, за теплоснабжение, часть отчислений на амортизацию оборудования, проценты за кредит, страховые взносы и другие обязательные расходы. Как косвенные затраты они накладываются на основные, поэтому часто называются накладными расходами.

Переменные издержки - это основные затраты, которые меняются в прямой зависимости от объёмов производства. Каждый продукт несёт в себе расходы на заработную плату работников, кроме административно-управленческого персонала, на приобретение сырья, материалов, упаковки и др. В пределах краткосрочного периода переменные издержки на единицу продукции обычно остаются неизменными, а меняются в зависимости от количества изготовленных единиц товара. В отличие от постоянных издержек, которые практически не могут быть управляемы товаропроизводителем, переменные издержки подконтрольны ему.

Валовые, или суммарные, издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек производства на уровне конкретного предприятия. Именно валовые издержки в расчёте на единицу продукции, или удельные (средние) издержки, определяют конкурентоспособность того или иного товара. Предприниматель, устанавливая исходную цену, желает возместить свои затраты и получить, кроме того, нормальную прибыль, способную обеспечить потребности расширенного воспроизводства.

Если объём производства равен нулю, то есть предприятие стоит, валовые издержки равны постоянным издержкам. С ростом объёмов выпуска продукции валовые издержки увеличиваются на сумму переменных издержек, причём доля последних повышается тем быстрее, чем масштабнее предприятие. В сельском хозяйстве, базирующемся на частной собственности и индивидуальном труде крестьянина, иная картина: в силу специфики отрасли постоянные издержки превышают переменные независимо от объёмов выпуска. Ссудный процент, арендная плата, налоговые и другие платежи за сооружения и технику составляют основную величину издержек, которые несёт фермер. Это постоянные издержки. Более того, предложение рабочей силы самого фермера и членов его семьи также можно отнести к постоянным издержкам, потому что в любом случае он не может сократить самого себя: он постоянный фактор аграрного производства. Переменными затратами являются расходы, связанные с наймом небольшого количества работников, который могут позволить себе фермеры, плюс расходы на семена, удобрения, горюче-смазочные материалы. Поскольку объём постоянных издержек фермеров настолько велик, для них всегда лучше обрабатывать землю, чем предаваться праздности и пытаться оплатить свои постоянные издержки из кармана.

ВЫВОДЫ

Механизм ценообразования зависит от типа рынка. Выделяются 4 типа рынка: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической и олигополистической конкуренции. Каждый из них отличается от другого количеством продавцов, типом продукта, уровнем контроля над ценами, условиями вступления в рынок и выхода, из него и другими признаками.

Ценовая политика предприятия определяется его экономической целью. Существуют такие цели: сбыт продукции, обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателю доли рынка и качества продукции. Предприятие может либо преследовать указанные цели одновременно, либо устанавливает для себя приоритетную цель. Это зависит от рыночной ситуации.

Уровень цены зависит от спроса. Поэтому для установления исходной цены товаропроизводители должны знать характер кривой спроса и эластичность спроса по цене на данном рынке. Зависимость между ценой и спросом обратная, или отрицательная: с ростом цены спрос падает, и наоборот. Но на практике встречаются исключительные случаи, когда эта связь становится положительной.

Цена определяется не только соотношением спроса и предложения, но и уровнем издержек производства, то есть затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на изготовление продукции. Различают постоянные и переменные издержки, которые образуют в сумме валовые издержки. Валовые издержки на единицу продукции, или удельные издержки, устанавливают нижний предел цены и обусловливают конкурентоспособность товаров.

Перейти на страницу: 1 2

Экономика организации
1. Предмет, задачи и содержание курса. 2. Теоретическое и практическое значение дисциплины. . Рекомендации по организации самостоятельной работы студента. . Литература, используемая в учебной работе. Экономика - это наука о том, как ис ...

Формування товарного асортименту в спеціалізованому магазині та шляхи його удосконалення
Роздрібна торгівля - одна з найважливіших сфер забезпечення населення. При її допомозі здійснюється ринкова угода товарної пропозиції і купівельного попиту. Будучи джерелом надходження грошових коштів, торгівля тим самим формує основи фінансової стабільності держави. За ...