Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Методы установления исходной цены

На практике существует множество методов установления исходной цены на товары и услуги. Мы рассмотрим основные методы.

Метод «средние издержки плюс прибыль».

В перечне методов ценообразования в рыночной экономике данный метод обычно называют в числе первых. Несмотря на то, что в его основе лежит затратный принцип, отличный от принципа предельной полезности, метод «издержки плюс», или затратный метод, считается одним из главных в системе рыночного ценообразования. Его суть заключается в том, что к подсчитанным удельным затратам на изготовление товара прибавляется фиксированный процент прибыли, или, как говорилось ранее, норматив прибыли. Например, себестоимость производства 1 т зерна озимой пшеницы в акционерном обществе составляет 3 500 руб. Это хозяйство в течение последних лет получало прибыль в размере 50% от производственных затрат отрасли. Следовательно, исходная цена 1 т зерна равна 5 250 руб. [(3 500 руб. х 50): 100]. Такую оптовую цену будет платить элеватор сельскохозяйственному предприятию при закупке 1 т пшеницы. В свою очередь, произведя наценку в размере 25% (такую наценку установило государство для заготовительных организаций), в которой учитываются затраты и прибыль предприятия, элеватор продаёт зерно мелькомбинату по цене 6 562,5 руб. за 1 т.

Валовая прибыль элеватора составляет 1 312,5 руб. в расчёте на 1 т пшеницы. Если расходы предприятия по организации работы составляют 950 руб. на 1 т, то его чистая прибыль равна 362,5 руб. на 1 т.

Какой должна быть величина норматива прибыли (рентабельности), способной обеспечить потребности расширенного воспроизводства? Этот вопрос является одним из основных в методике «издержки плюс». Теоретически прибыль, которая добавляется к производственным затратам, должна быть на уровне средней по национальному хозяйству с тем, чтобы в обществе не было «выгодных» и «невыгодных» отраслей и видов продукции. Но учитывая складывающуюся в каждый данный момент конъюнктуру рынка и главное - государственную политику в области цен, размеры наценок могут колебаться в широких пределах в зависимости от наименования товара, объёма его продаж, оборачиваемости товарных запасов и т.п. При этом не рекомендуется брать стандартные наценки, потому что они не учитывают конъюнктуру каждого отдельного рынка.

Затратный метод ценообразования имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К числу первых относятся:

1) чрезмерная простота и в расчётах, и в применении на практике, потому что производители всегда имеют больше информации о своих расходах, чем о потребительском спросе;

2) ослабление ценовой конкуренции и, возможно, её устранение, постольку при использовании данного метода ценообразования большинством производителей рыночные цены могут оказаться схожими по причине оптимизации затрат и, следовательно, удельных издержек.

Недостатки затратного метода заключаются в следующем:

1) он не связан с текущим спросом, отчего производители ориентируются не столько на рыночный спрос, сколько на собственные издержки;

2) он не учитывает потребительские свойства как данного товара, так и товаров, на которые он может быть заменён;

3) он базируется на производственных затратах, чей учёт и распределение отличаются чрезмерным субъективизмом и во многом обусловливаются волей руководящего субъекта.

О принципиальных недостатках затратного метода ценообразования говорилось в теме 2.

Метод «средние издержки плюс прибыль» применяется при установлении цены:

1) на принципиально новую продукцию, когда невозможно её сопоставление с ранее выпускаемой;

на продукцию, которая изготавливается по разовым заказам, и на опытные образцы;

в отрасли, где большинство предприятий пользуется этим методом, например, в сельском хозяйстве;

на товары, на которые спрос хронически превышает предложение, отчего проблема сбыта продукции отсутствует.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ финансовых рисков в динамике с использованием группировки
В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Предприятиям следует не избегать риска, а уметь у ...

Анализ финансового состояния ООО АйТиАйСи
.Общая характеристика ООО «АйТиАйСи» Общество с ограниченной ответственностью «АйТиАйСи», согласно Устава, является коммерческой организацией, главной целью которой является извлечение прибыли. Организация учреждена единственным учредителем - Марченко Михаилом Олеговичем ...