Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Разработка ценовой тактики

При этом проводится массированная, порой агрессивная реклама по телевидению, радио, через средства массовой печати.

Установление дифференцированных цен.

С учётом различий в контингенте потребителей, в качестве товаров, в условиях местности и т.п. предприятия часто вносят коррективы в свои цены. Образуются дискриминационные, или различающиеся цены. При установлении таких цен предприятие свой товар продаёт по нескольким ценам независимо от разницы в издержках.

Следует различать дискриминацию цен как средство стимулирования сбыта от ценовой дискриминации, которой пользуются недобросовестные продавцы в целях избавления от конкурентов. Чтобы не путаться в терминах, мы будем говорить не о дискриминации, а о дифференциации цен. При внешней несхожести понятий у них одно и то же содержание.

Установление дифференцированных цен происходит с учетом следующих факторов:

а) контингента (разновидностей) покупателей. Разные покупатели за один и тот же товар или услугу платят разные цены. Например, некоторые музеи, картинные галереи, театры и другие культурно-просветительские учреждения взимают меньшую плату со школьников, студентов, солдат, пенсионеров. Цена месячного проездного билета на городском транспорте устанавливается в зависимости от контингента пассажиров - для рядовых граждан, студентов и школьников;

б) моделей товара. Разные модели товаров продаются по разным ценам независимо от величины издержек производства. Например, утюг с водяным испарителем стоит 2,5 тыс. руб., а без испарителя - 1 900 руб., хотя установка приспособления, облегчающего и улучшающего процесс глажения, предприятию обходится около 250 руб.;

в) местонахождения товара. Товар или услуга реализуются по разным ценам в разных местах, хотя их издержки одинаковые. Например, цены на билеты в театр колеблются в зависимости от места в зрительном зале. В метро ряда европейских стран, Америки и Азии имеются вагоны первого и второго класса, которые не отличаются ничем, кроме цвета и цены билета. Единственное удобство, которое получают пассажиры первого класса, это возможность посидеть в вагоне метро в часы пик. На международных авиалиниях цены различны в зависимости от того, в каком салоне летит пассажир: в первом классе, бизнес-классе или в салоне туристического класса;

г) времени продажи товара. Цены меняются с учётом сезона, дня недели, часа суток. Как отмечалось ранее, зимнее снаряжение, одежда, обувь весной и летом реализуются по более низким ценам, чем осенью и зимой. Скидки с цены делаются для проезда студентов на железнодорожном транспорте в период каникул. Билеты в кинотеатр в праздничные и выходные дни стоят дороже, чем в будни. Тарифы коммунальных служб могут меняться в течение суток.

Корректировка цены в форме дифференциации осуществляется лишь при наличии соответствующих условий. Прежде всего, рынок должен поддаваться сегментированию, то есть разделению на несколько неконкурирующих друг с другом подрынков. При этом полученные сегменты должны отличаться интенсивностью спроса с тем, чтобы покупатель мог выбрать нужный товар или услугу. Следует иметь в виду, что дифференциация цен порождает перепродажу, или, по-нашему, спекуляцию: члены сегмента, в котором товар продается по сравнительно низкой цене, могут перепродать его в сегменте, где он предлагается по более высотой цене. Так возникает спекуляция билетами в престижные театры, на международные спортивные соревнования, концерты и выступления знаменитых деятелей культуры, искусства и науки и др. С другой стороны, конкуренты не должны располагать возможностью продавать свой товар дешевле в сегменте, где предприятие предлагает его по более высокой цене. Нормы и правила, регулирующие ценовую тактику конкурентов в различных сегментах рынка, должны быть тщательно разработаны, практически апробированы и законодательно закреплены.

Сегментирование рынка и систематическое наблюдение за ним требует определённых затрат. Но они не должны превышать сумму дополнительных поступлений денежных средств, образующуюся в результате ценовой дифференциации, иначе корректировка бессмысленна.

В практике рыночной экономики бывают случаи, когда предприятие по своей инициативе снижает или увеличивает цены. Инициативное снижение цен происходит из-за недогрузки производственных мощностей, когда надо резко повысить сбыт продукции, сокращения доли рынка под напором яростной конкуренции, стремления добиться доминирующего положения на рынке и т.д. Инициативное повышение цен осуществляется в результате внутренней и международной инфляции, вызванной ростом издержек, повышения качества продукции, наличия чрезмерного спроса, который предприятие не в состоянии удовлетворить, и т.д. В последнем случае предприятие может, кроме повышения цен, ввести нормированное распределение товаров, но этот метод административного регулирования не всегда достигает поставленной цели. Более того, он противопоказан благоустроенному хозяйству промышленно развитых стран, предпочитающих экономические методы управления. К рационированию прибегали и в США, но каждый раз правительство досрочно отказывалось от данного инструмента в управлении экономикой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Цикличность как закономерность экономического развития
Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Циклические колебания экономики являются одной из важнейших экономических проблем, привлекающей пристально ...

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...