Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Региональная дифференциация цен и роль посредника

Принципиальный недостаток зональной дифференциации закупочных цен состоит в том, что последние разграничены и практически независимы друг от друга. В результате на многие виды сельскохозяйственной продукции в стране складываются как бы отдельные, обособленные рынки. Между ними существуют искусственные перегородки, состоящие из разностей в ценах, превышающих транспортные расходы, необходимые для доставки продукта из одной зоны в другую. Поэтому в зонах с более низкой себестоимостью продукции дальнейшее расширение её производства оказывается нерентабельным, хотя обществу это обходится дешевле, чем производство в зонах с высокой себестоимостью. Наоборот, в этих последних зонах высокие закупочные цены стимулируют избыточные затраты производства дорогой продукции. И получается, что поощряется производство дорогой продукции, а это подрывает экономические основы рационального размещения и специализации сельского хозяйства.

В рыночной экономике господствует правило: в любых двух зонах закупочные цены должны различаться не больше, чем на величину издержек, необходимых для перевозки продукта наиболее экономным путём из одной зоны в другую. Если же цены различаются больше, чем транспортные расходы, то такое положение быстро выправляется торговыми операциями, которые у нас привыкли называть спекуляцией, а в США, например, арбитражем. Покупая продукцию там, где цены на неё ниже, и продавая её в местах, где они выше, торговцы обеспечивают их выравнивание.

Рис. 7.1. Цена сельскохозяйственного продукта на двух несвязанных рынках (без перекупщика)

На рисунке 7.1 и 7.2 показаны рынки одного и того же сельскохозяйственного продукта в двух регионах - А и Б. В первом случае нет перекупщика, во втором - рынки связаны посредником, который покупает товар в регионе Б, где первоначально имеется переизбыток товара, отчего цена ниже, и продаёт его в регионе А, где ощущается дефицит товара, в результате чего цена выше. Именно акт перепродажи увеличивает спрос в некогда избыточном регионе Б до С1 и предложение в некогда Дефицитном регионе А до П1, приводя к выравниванию цен в двух регионах. Такое невозможно в командной экономике, где функционируют зональные цены.

В точке конечного равновесия Е1 цены в двух регионах одинаковы, за исключением издержек на перевозку продукта между регионами (именно по этой причине равновесная цена Е1 в регионе А несколько выше, чем в регионе Б). Там, где разница в цене больше, чем транспортные расходы, возможно дальнейшее извлечение прибыли путём перепродажи. Таким образом, посредническая деятельность сама по себе устраняет большие прибыли. Выгоды посредничества между регионами складываются из следующих моментов.

Во-первых, посредничество предохраняет один регион от убытков, в то время как другой регион может иметь прибыли. Например, в каком-либо районе страны из-за неблагоприятных условий года случился недород. Следовательно, урожайные районы могут получить значительные выгоды, поставляя свою продукцию в первый район. Этой работой займутся специализированные посредники - торговцы, которые играют важную роль в выравнивании предложения и потребления по сезонам и годам. Их деятельность, обеспечивающая хранение и переработку, совместно с фьючерсными рынками, уменьшает риск для фермеров, сталкивающихся с ценовой нестабильностью. Фьючерсный рынок - это биржа, где продаются фьючерсные контракты, в соответствии с которыми продавец обязуется поставить определённое количество товара стандартного качества по цене, сложившейся в момент продажи контракта на товарной бирже, и в оговорённые сроки.

Рис. 7.2 Цена сельскохозяйственного продукта на двух связанных рынках (с перекупщиком)

Во-вторых, посредничество обостряет конкуренцию и ведёт к понижению цены. Действия посредников увеличивают конкуренцию поставщиков, и понижает цены в регионах, подобных региону А, где цена может быть высокой из-за того, что там мало продавцов (олигополия). Кроме того, эти действия повышают конкуренцию покупателей и цены в регионе Б, где цена низка, возможно из-за малого количества покупателей (олигопсония). Даже если реальный поток товара между соседними районами невелик, потенциально возможный поток помогает сдерживать цену на конкурентном равновесном уровне.

Перейти на страницу: 1 2 3

Цели и инструменты макроэкономического регулирования
В развитии рыночной экономики следует вычленить несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических асп ...

Ценовая политика на предприятии
Ценовая политика предприятия - важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающих выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных страт ...