Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Региональная дифференциация цен и роль посредника

Принципиальный недостаток зональной дифференциации закупочных цен состоит в том, что последние разграничены и практически независимы друг от друга. В результате на многие виды сельскохозяйственной продукции в стране складываются как бы отдельные, обособленные рынки. Между ними существуют искусственные перегородки, состоящие из разностей в ценах, превышающих транспортные расходы, необходимые для доставки продукта из одной зоны в другую. Поэтому в зонах с более низкой себестоимостью продукции дальнейшее расширение её производства оказывается нерентабельным, хотя обществу это обходится дешевле, чем производство в зонах с высокой себестоимостью. Наоборот, в этих последних зонах высокие закупочные цены стимулируют избыточные затраты производства дорогой продукции. И получается, что поощряется производство дорогой продукции, а это подрывает экономические основы рационального размещения и специализации сельского хозяйства. Источник socialmedik

В рыночной экономике господствует правило: в любых двух зонах закупочные цены должны различаться не больше, чем на величину издержек, необходимых для перевозки продукта наиболее экономным путём из одной зоны в другую. Если же цены различаются больше, чем транспортные расходы, то такое положение быстро выправляется торговыми операциями, которые у нас привыкли называть спекуляцией, а в США, например, арбитражем. Покупая продукцию там, где цены на неё ниже, и продавая её в местах, где они выше, торговцы обеспечивают их выравнивание.

Рис. 7.1. Цена сельскохозяйственного продукта на двух несвязанных рынках (без перекупщика)

На рисунке 7.1 и 7.2 показаны рынки одного и того же сельскохозяйственного продукта в двух регионах - А и Б. В первом случае нет перекупщика, во втором - рынки связаны посредником, который покупает товар в регионе Б, где первоначально имеется переизбыток товара, отчего цена ниже, и продаёт его в регионе А, где ощущается дефицит товара, в результате чего цена выше. Именно акт перепродажи увеличивает спрос в некогда избыточном регионе Б до С1 и предложение в некогда Дефицитном регионе А до П1, приводя к выравниванию цен в двух регионах. Такое невозможно в командной экономике, где функционируют зональные цены.

В точке конечного равновесия Е1 цены в двух регионах одинаковы, за исключением издержек на перевозку продукта между регионами (именно по этой причине равновесная цена Е1 в регионе А несколько выше, чем в регионе Б). Там, где разница в цене больше, чем транспортные расходы, возможно дальнейшее извлечение прибыли путём перепродажи. Таким образом, посредническая деятельность сама по себе устраняет большие прибыли. Выгоды посредничества между регионами складываются из следующих моментов.

Во-первых, посредничество предохраняет один регион от убытков, в то время как другой регион может иметь прибыли. Например, в каком-либо районе страны из-за неблагоприятных условий года случился недород. Следовательно, урожайные районы могут получить значительные выгоды, поставляя свою продукцию в первый район. Этой работой займутся специализированные посредники - торговцы, которые играют важную роль в выравнивании предложения и потребления по сезонам и годам. Их деятельность, обеспечивающая хранение и переработку, совместно с фьючерсными рынками, уменьшает риск для фермеров, сталкивающихся с ценовой нестабильностью. Фьючерсный рынок - это биржа, где продаются фьючерсные контракты, в соответствии с которыми продавец обязуется поставить определённое количество товара стандартного качества по цене, сложившейся в момент продажи контракта на товарной бирже, и в оговорённые сроки.

Рис. 7.2 Цена сельскохозяйственного продукта на двух связанных рынках (с перекупщиком)

Во-вторых, посредничество обостряет конкуренцию и ведёт к понижению цены. Действия посредников увеличивают конкуренцию поставщиков, и понижает цены в регионах, подобных региону А, где цена может быть высокой из-за того, что там мало продавцов (олигополия). Кроме того, эти действия повышают конкуренцию покупателей и цены в регионе Б, где цена низка, возможно из-за малого количества покупателей (олигопсония). Даже если реальный поток товара между соседними районами невелик, потенциально возможный поток помогает сдерживать цену на конкурентном равновесном уровне.

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ экономической эффективности технологии производства основной продукции на ЗАО Электроизолит
На фоне мирового экономического кризиса возрастает роль конкурентоспособности российских производственных предприятий. Многие из них, начиная выходить на мировой рынок, осознают, что уровень их технической и технологической оснащенности не позволяет вести достойную борьбу за ...

Анализ хозяйственной деятельности коммерческой организации
Анализ хозяйственной деятельности Задача 1 На основании исходной информации проанализировать динамику товарной продукции, цен и натуральных объемов выпуска. Выявить наметившиеся тенденции. Таблица 1 - Перечень исходной информации для выполнения задания АХД (р ...