Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Понятие факторов производства

Ранее мы рассматривали общие теоретические положения и принципы ценообразования на готовую продукцию предприятий, действующих в различных рыночных условиях. Здесь мы рассмотрим механизм ценообразования на рынке труда, являющегося ведущим в структуре рынков фактором производства, поскольку около 70% всех затрат предприятий в странах с развитой рыночной экономикой приходится на заработную плату рабочим и служащим. Под факторами производства, или производственными факторами, понимаются все виды ресурсов, которые применяются (потребляются) в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

1) природные, или естественные ресурсы - земля, недра, водные и лесные ресурсы;

2) людские, или трудовые ресурсы - люди с их способностью производить товары и услуги;

3) средства производства, или средства и предметы труда - производственные здания, сооружения, рабочие и силовые машины, станки, оборудование, запасные части, горюче-смазочные материалы, удобрения, корма и другие основные и оборотные средства. Этот вид ресурсов также называется инвестиционными ресурсами, производственным, или физическим капиталом;

4) предпринимательский ресурс, или предприимчивость - это способность человека использовать определённое сочетание ресурсов для изготовления товаров и услуг, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск.

На рынке факторов производства действуют те же законы спроса и предложения и тот же механизм конкурентного равновесия цен. Но в отличие от цен на готовую продукцию цены на ресурсы являются важным неценовым фактором совокупного предложения. Повышение цен на ресурсы при прочих равных условиях приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату.

На цены на ресурсы оказывают влияние следующие факторы:

) наличие внутренних ресурсов. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, и в результате уменьшаются издержки на единицу продукции. Следовательно, при любом уровне цен все предприятия будут производить и поставлять на рынок больший реальный объём национального продукта, чем раньше, и наоборот, уменьшение предложения ресурсов приведёт к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево;

) цены на импортные ресурсы. Так же, как спрос на российские товары, особенно сырьё, за рубежом способствует увеличению нашего совокупного спроса, так и импорт ресурсов из-за границы способствует увеличению нашего совокупного предложения. Ресурсы, будь то отечественные или импортные, увеличивают внутренние производственные мощности. Зарубежные ресурсы снижают затраты и поэтому уменьшают издержки на единицу реального объёма национального производства в России. Отсюда вытекает следующий вывод: снижение цен на импортные ресурсы увеличивает наше совокупное предложение, а повышение цен, наоборот, уменьшает наше предложение.

Важным фактором, периодически изменяющим цены на импортные ресурсы, является колебания валютного курса. Например, если цена рубля против доллара США падает, то российские предприятия за каждый рубль будут получать всё меньшее количество американской валюты. А это означает, что для отечественных производителей цена на импортные ресурсы, выраженная в рублях, будет расти. При таких условиях следует ожидать, что российские предприятия сократят импорт зарубежных ресурсов, поскольку возрастут издержки на единицу продукции при данном уровне её объёма, и наоборот, в случае увеличения курса рубля, что сегодня маловероятно, цены на импортные ресурсы уменьшатся. В результате импорт ресурсов повысится, удельные издержки упадут, и кривая совокупного предложения сместится вправо;

) господство на рынке ресурсов. Ослабление или усиление господства на рынке или рыночной монополии, которой обладают поставщики ресурсов, также может влиять на цены на ресурсы. Господство на рынке - это возможность устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. Как известно, поставщики ресурсов, занимающие доминирующее положение на рынке, или обладающие рыночной монополией, считают выгодным сокращать производство и поставки товаров с тем, чтобы беспрепятственно поднимать цену на них. Поэтому они естественно устремлены к уменьшению объёмов производства и предложения ресурсов и, соответственно, к повышению цены на них.

Цены на факторы производства в свою очередь предопределяют:

) доходы их производителей и расходы потребителей. Денежные доходы, которые получают предприятия-изготовители от продажи ресурсов, одновременно являются расходами, которые несут потребители при покупке этих ресурсов;

Перейти на страницу: 1 2

Антимонопольное регулирование российская практика
Важной частью государственного регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть регулирование такой деятельности фирм, которая, по мнению специалистов, наносит удар по конкуренции. Среди целе ...

Анализ финансовых рисков в динамике с использованием группировки
В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Предприятиям следует не избегать риска, а уметь у ...