Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Заработная плата как цена услуг труда

Заработная плата - это цена, уплачиваемая за использование услуг труда. Хотя на практике она приобретает различные формы (месячных окладов, жалованья, комиссионных вознаграждений, премий, гонораров и т.п.), под заработной платой экономисты понимают конкретную категорию - ставку заработной платы за час, день, неделю, год. Она является самой важной ценой, постольку это главный (или единственный) источник до хода подавляющей части экономически активного населения: 75-80% национального дохода, производимого в высокоразвитых странах, составляет заработная плата и жалованье.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за единицу времени. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Другими словами, реальная заработная плата представляет собой «покупательную способность» номинальной заработной платы; она зависит от номинальной заработной платы и цены на покупаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путём вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Например, повышение номинальной заработной платы на 17% при росте уровня цен на 15% даёт прирост реальной заработной платы на 2%. В нашей стране складывается иное соотношение: номинальная заработная плата в переходный период растёт медленнее, чем цены, в результате реальная заработная плата падает.

Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности и индивидуумам. Наиболее простое объяснение этому факту находится в законах спроса и предложения. Известно, что спрос на труд, равно как и на любой другой ресурс, зависит от его производительности: чем выше производительность труда, тем выше спрос на него, и наоборот. А при данном совокупном предложении труда чем больше спрос, тем выше средний уровень реальной заработной платы.

Спрос на труд в странах с развитой рыночной экономикой выше потому, что он высокопроизводителен по ряду причин, в числе которых:

1) высокая капитало (фондо)- вооружённость труда;

2) наличие богатых природных ресурсов - пахотных земель, основных минеральных ресурсов и вполне достаточных источников энергии;

3) высокий уровень технологического прогресса. Во многих отраслях основной капитал применяется не только в больших количествах, но и лучшего, технологически более совершенного качества. Методы работы также постоянно прогрессируют благодаря научным исследованиям и разработкам;

4) высокий уровень образования и профессиональной подготовки работников, их решительность, предприимчивость и ответственное отношение к труду;

5) эффективность и гибкость системы управления экономикой;

6) деловой, социальный и политический климат, стимулирующий производство и производительность труда.

Заработная плата и предложение труда отдельного человека.

Анализируя рынок труда, надо иметь в виду, что он специфичен, поскольку продаваемый на нём товар зависит от личной воли и предпочтения людей.

До определённого уровня повышение ставки заработной платы побуждает человека трудиться больше. Однако затем ту полезность, которую он может приобрести благодаря дополнительному доходу (например, большее количество потребительских товаров), начинает перевешивать неудовольствие и истощение, сопровождающие усилия заработать больше. В силу этого кривая предложения услуг рабочей силы на рынке труда имеет дугообразную форму.

Рис. 9.1. Зависимость предложения труда отдельного человека от уровня заработной платы

На рисунке 9.1 видно, что спрос в условиях конкурентного рынка соответствует кривой спроса С, а кривая предложения П до определённого уровня повышения заработной платы Ц1 показывает готовность людей трудиться, например, в течение недели всё больше часов. Затем, несмотря на продолжающийся рост заработной платы до Ц2, человек начинает откликаться на предложение о расширении границ рабочего времени с меньшим энтузиазмом, что свидетельствует о снижении эластичности предложения труда по заработной плате. И, наконец, происходит перелом тенденции - рост заработной платы сверх уровня Ц2 ведёт не к увеличению, а к сокращению предложения труда. Подобное поведение человека вполне объяснимо и логично. Он начинает считать, что повысившийся уровень оплаты труда уже в достаточной мере обеспечивает ему возможность жить, отдыхать и развлекаться. А дальнейшее повышение трудовой активности грозит превратить жизнь в одну изматывающую работу, что просто бессмысленно. Говоря проще, для трудящегося предпочтительным становится свободное время (досуг).

Именно такая закономерность поведения людей на рынке труда лежит в основе длительной тенденции к сокращению рабочей недели. На протяжении последних 100 лет рабочая неделя в высокоразвитых странах сократилась на 40% и составляет во Франции и Германии 32 часа, в США и Англии - 37, в Японии - 41 час. Конечно, много факторов содействовало этому, но желание получить больше свободного времени - ценнейшего блага, потребление которого нельзя отложить в силу ограниченности сроков человеческой жизни, даже пожертвовав при этом потенциалом роста благосостояния, который несёт с собой дополнительный заработок, было одним из важнейших импульсов в этом процессе.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Характеристика компании The Walt Disney Company
Компания The Walt Disney Company, мировой лидер индустрии развлечений, была основана Уолтом Диснеем в 1923 году. Disney входит в десятку самых дорогих брендов мира. В 2009-м фискальном году выручка компании составила 36,1 миллиардов долларов США. С момента основан ...

Анализ финансового состояния ОАО Орбита
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...