Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Заработная плата как цена услуг труда

Заработная плата на конкурентном рынке.

Выше говорилось о предложении труда отдельного человека. Если же анализировать рынок труда в целом, то кривая предложения услуг труда на конкурентном рынке имеет традиционную восходящую форму. Это объясняется тем, что кривая предложения является кривой издержек упущенных возможностей: чтобы привлечь работников на определённые рабочие места, ставка заработной платы должна покрывать издержки упущенных возможностей альтернативного использования времени либо на других рынках труда, либо в домашнем хозяйстве, либо на отдых. Повышенная заработная плата привлекает больше людей на данное рабочее место - людей, которых не привлекала низкая заработная плата, ибо их издержки упущенных возможностей были слишком высоки.

Рис. 9.2. Состояние равновесия на конкурентном рынке труда

Иными словами, повышение заработной платы привлекает новых, ранее не работавших людей. Величина выгоды, которую они упустят, если останутся дома, становится для них слишком большой, и эти люди идут наниматься на работу. Именно это обстоятельство играет решающую роль в расширяющемся включении женщин в производство, что гораздо значительнее, чем все движения в пользу женского равноправия.

На конкурентном рынке ни предприятия, ни рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы как ценой труда, они всего лишь соглашаются с ней.

На рисунке 9.2 видно, что равновесная ставка заработной платы Ц0 и равновесный уровень занятости данного вида труда К0 определяются на пересечении кривых предложения П и спроса на труд С. Каждое предприятие нанимает такую небольшую долю общего, имеющегося в наличии, предложения данного вида труда, что никто не может влиять на ставку заработной платы. Каждое отдельное конкурентное предприятие максимизирует свою прибыль с наименьшими издержками при использовании ресурсов путём найма рабочих до точки, в которой текущая ставка заработной платы равна предельному продукту в денежном выражении, а последний, согласно правилу, равен цене ресурса, то есть ставке заработной платы. Другими словами, существующая на конкурентном рынке ставка заработной платы является наиболее выгодной и рациональной из всех возможных цен труда.

Заработная плата на монопсоническом рынке.

Монопсоническим является рынок, на котором имеется один покупатель; монопсония - это монополия одного покупателя. При монопсонии на рынке труда нанимающее предприятие обладает монопсонической властью покупать рабочую силу. Например, экономика небольших провинциальных городков и посёлков почти полностью зависит от деятельности одного предприятия.

В других случаях может преобладать олигопсония: два, три или четыре предприятия могут нанимать большую часть предложенного труда на конкретном рынке.

Подобно тому, как продавец-монополист считает выгодным сократить производство и продажу, чтобы поднять цену на свои товары выше равновесной, монопсонист-наниматель трудовых ресурсов считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставки заработной платы и, соответственно, издержки, то есть установить ставки заработной платы ниже равновесного уровня.

Монопсонические рынки труда не характерны для стран с развитой рыночной экономикой. Обычно существует значительное количество потенциальных нанимателей для большинства работников, особенно, если последние являются мобильными в смысле изменения их специальности и места жительства. Кроме того, монопсонии на рынках труда часто противостоят профсоюзы. Тем не менее, монопсония имеет место на рынках труда медицинских сестёр, профессиональных спортсменов, учителей государственных школ, работников газетных издательств и рабочих некоторых специальностей в строительстве.

Заработная плата с учётом профсоюзов.

На многих рынках труда рабочие продают свои трудовые услуги коллективно, через профсоюз. Задачи профсоюзов разнообразны и многочисленны, но их основной экономической целью в странах с рыночной экономикой служит повышение заработной платы. Эта цель достигается разными путями:

) повышением спроса на труд.

Рис. 9.3 Профсоюзы и спрос на труд

Профсоюзы, способствуя расширению спроса на труд с С по С1, стимулируют увеличение ставки заработной платы с Ц0 до Ц1 и числа рабочих мест с К0 до К1 (рис. 9.3). Спрос на труд может быть увеличен за счёт роста спроса на готовую продукцию и, соответственно, производного спроса на трудовые услуги, повышения производительности труда и изменения цен на другие вводимые факторы - землю, капитал и предпринимательство.

Профсоюзы понимают, что их возможности воздействовать на спрос на труд являются незначительными и ненадёжными. Они чаще всего пытаются противостоять снижению спроса на труд, а не способствуют его увеличению. Поэтому усилия профсоюзов повысить заработную плату в настоящее время концентрируются на предложении труда;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Характеристика ООО Новый путь
Объектом моего исследования стало Общество с ограниченной ответственностью «Новый путь» Сасовского района Рязанской области - небольшое хозяйство, зарегистрированное в 2009 г. Причиной выбора стало изучение функционирования и развития относительно новых сельскохозяйственных ...

Экономика на железнодорожном транспорте
Расчет объемных и качественных показателей работы вагонов ...