Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Дифференциация ставок заработной платы

У работников различных профессий и у различных работников одной и той же профессии существует разница в заработной плате. В целом это можно объяснить взаимодействием спроса и предложения: если предложение какого-то конкретного вида труда очень велико по отношению к спросу на него, то в результате заработная плата будет низкой. А если спрос большой, а предложение относительно небольшое, то заработная плата будет очень высокой.

Но подобное объяснение не раскрывает всей специфики данного вопроса. В самом деле, почему отличаются условия спроса и предложения на различных рынках труда? Чтобы ответить на вопрос, надо рассмотреть и проанализировать все те факторы, которые лежат в основе спроса и предложения конкретных видов труда. Так, к числу дифференцирующих факторов спроса и предложения относятся:

1) неоднородность работников, которые различаются по своим природным способностям и уровню профессиональной подготовки. В соответствии с этим признаком работники попадают в отдельные, неконкурирующие друг с другом, профессиональные группы;

2) привлекательность различных видов работ, или неденежные различия разнообразных видов работ;

3) ограничение мобильности работников, вызывающее несовершенную конкуренцию на рынке труда.

Рассмотрим эти дифференцирующие заработную плату факторы более подробно.

Неконкурирующие группы.

Работники по своему составу неоднородны: они различается умственными и физическими способностями, уровнем общего образования и специальной подготовки, трудолюбием и т.д. Отсюда рабочую силу можно рассматривать как состоящую из ряда отдельных, неконкурирующих групп, каждая из которых может включать одну или несколько профессий, которые и определяют структуру данной группы. Например, предложение труда космонавтов, программистов, нейрохирургов, скрипачей является очень небольшим по отношению к спросу на них и, соответственно, заработная плата - высокая. Эти и подобные им группы не конкурируют друг другом: космонавт не конкурирует с врачом, а инженер - с плотником.

Но это не значит, что все работники распадаются на изолированные профессиональные группы, а каждая из тысяч конкретных профессий в стране составляет неконкурирующую группу. Ряд неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих разных профессий могут принадлежать к одной и той же неконкурирующей группе. Например, подсобные рабочие в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и других отраслях относятся к одной неконкурирующей группе, ибо каждый из них практически может выполнять работу другого. Но никто из представителей этой группы не будет конкурировать с механиком, врачом или бухгалтером, находящимися в другой, более ограниченной группе.

Со временем работники могут переходить из одной группы в другую, потому что могут развивать свои способности с помощью системы образования и подготовки. Например, тракторист может стать инженером, обучаясь в высшем учебном заведении. Но высшее образование во всём мире стоит дорого. Поэтому упорно добивающийся, но лишённый материальной поддержки молодой человек не имеет той же самой возможности войти в высокооплачиваемые неконкурирующие группы, какая есть у детей руководителей и главных специалистов, уже находящихся в этих группах. Ещё большие препятствия для профессиональной мобильности представляют различия во врождённых способностях. Как природные качества, так и возможности получения образования у разных людей различные, что обусловливает сохранение дифференциации заработной платы неконкурирующих групп.

Перейти на страницу: 1 2 3

Цикличность как закономерность экономического развития
Проблема циклического развития экономики была интересной и актуальной во все времена, так как цикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Циклические колебания экономики являются одной из важнейших экономических проблем, привлекающей пристально ...

Анализ финансового состояния банка на примере ЗАО Банк Русский Стандарт
Последние годы явились периодом глубоких изменений в банковском деле, многочисленных новаций в организации и формах обслуживания клиентов, в методах управления банком. Традиционные виды банковской деятельности усложнились, приобрели новые черты. В то же время возникают новые ...