Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Предпринимательский доход и экономическая прибыль

Но есть нестрахуемые риски, например, неконтролируемые и непредсказуемые изменения и рыночном спросе (доходе) и предложении (издержках), взятие которых предпринимателем на себя является потенциальным источником экономической прибыли. Некоторые из нестрахуемых рисков возникают в результате изменений в общей экономической конъюнктуре, вызываемых фазами экономического цикла. Процветание несёт существенные прибыли большинству предприятий, а застой предполагает значительные потери. Кроме того, в структуре экономики, в предложении ресурсов и потребительском спросе постепенно накапливаются эволюционные сдвиги, которые сказываются на издержках и доходах как отдельных предприятий, так и отраслей в целом. Изменения государственной политики в бюджетно-финансовой и кредитно-денежной сферах также усиливают роль нестрахуемого риска в предпринимательской деятельности.

Отмеченные риски представляют собой внешние факторы для предприятия и поэтому практически не контролируется им. Однако существует другой вид неопределённости, который также служит источником экономической прибыли, - это инновации, и он связан с инициативой предпринимателя. Конкуренция вынуждает товаропроизводителя внедрять новые методы производства и распределения, чтобы снизить издержки и осваивать новые виды продукции, чтобы увеличить свой доход. Предприниматель целенаправленно стремится добиться изменения соотношения существующих издержек и выручки в надежде получить большую прибыль.

Однако хозяйственная деятельность вновь сопряжена с риском. Никто не может предугадать, даст ли новая технология экономический эффект или она обернётся громадными убытками, обеспечит ли новое оборудование экономию издержек или же оно принесёт значительный перерасход материальных и трудовых ресурсов. Целенаправленно осуществляемые инновации порождают такую же неуверенность, как и те изменения в экономической конъюнктуре, над которыми не властно отдельное предприятие. В определённом смысле инновации как источник прибыли - это просто особый случай риска.

В условиях конкуренции и при отсутствии законов о патентах инновационная прибыль будет временной. Соперничающие предприятия будут успешно и эффективно перенимать инновации, сводя тем самым на нет всю экономическую прибыль. Тем не менее, инновационная прибыль может всегда существовать в прогрессивной экономике, поскольку новые успешные инновации заменяют устаревшие модели, прибыль от которых из-за конкуренции отсутствует;

) возможное обретение монопольной власти. Из-за наличия барьеров для вступления в рынок и в силу своей способности ограничивать выпуск продукции монополист может постоянно извлекать экономическую прибыль, манипулируя рыночной ценой. Конкурирующее предприятие всегда подвергается рыночным колебаниям и капризам, тогда как монополист в определённой степени контролирует рынок и, соответственно, компенсирует или потенциально минимизирует негативное воздействие неопределённости. Более того, инновации служат важным источником монопольной власти: можно пойти на временную неопределённость и риск, связанные с введением новой техники или продукции, чтобы достичь монопольной власти.

Отличие прибыли, получаемой в силу неопределённости и в силу монопольной власти, связано с тем, являются ли социально необходимыми эти два источника прибыли. Рисковать в условиях динамичной и неопределённой экономической конъюнктуры и предпринимать инновации - это социально необходимые функции, а социальная необходимость монопольной прибыли весьма сомнительна, поскольку она образуется за счёт нерационального распределения ресурсов, сокращения объёмов производства и сверхконкурентных цен.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Экономика и управление на энергетическом предприятии
Знание сущности экономических категорий, понимание основ экономики отрасли, особенностей функционирования и развития энергетической отрасли и тепловых электрических станций как объектов энергетики позволяет на этапе проектирования оценить экономическую составляющую проекта. ...

Характеристика компании The Walt Disney Company
Компания The Walt Disney Company, мировой лидер индустрии развлечений, была основана Уолтом Диснеем в 1923 году. Disney входит в десятку самых дорогих брендов мира. В 2009-м фискальном году выручка компании составила 36,1 миллиардов долларов США. С момента основан ...