Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Опыт государственного регулирования цен в рыночной экономике развитых стран

Первичные формы государственного регулирования цен - тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные монопольные цены на акцизные товары, таможенная политика и косвенное налогообложение, продажа продовольствия из правительственных запасов в неурожайные годы и т.п. - применялись с начала XIX в.; они существенно влияли на внутренние цены капиталистических стран.

Первая мировая война и последующий политический и экономический кризис в воюющих странах послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен. Они позволили осознать, что в интересах лучшего функционирования национального хозяйства, более равномерного распределения доходов и избежания опасности революционных потрясений было бы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу регулирования хозяйственных процессов и поддержания справедливых цен. Попытки управлять ценами в условиях инфляции и кризиса путём внешнеторговой политики оказались тщетными. Поэтому к середине 30-х гг. во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие правительству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания. С тех пор разработка и реализация мероприятий по регулированию цен стали важной составной частью работы по составлению государственных программ развития экономики.

Пионерами в этом деле стали Соединённые Штаты Америки. Во время Великой депрессии президент Ф.Д. Рузвельт ввёл в стране систему паритета цен, о которой говорилось ранее. Суть её заключается в том, что цены на индустриальные средства производства, а также товары и услуги, потребляемые фермерской семьёй, должны расти равными темпами с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Простое логическое обоснование концепции паритета цен можно представить и в реальном, и в номинальном выражении. В первом случае паритет предполагает, что каждый год данный объём производства аграрных продуктов должен позволить фермеру получить взамен данное общее количество других потребительных ценностей, а во втором - соотношение между ценами на продукцию фермеров и ценами на товары и услуги, которые потребляют фермеры, должно оставаться постоянным. Концепция паритета подразумевает, что если в течение некоторого периода времени цена, например трактора, утроилась, то цена зерна тоже должна утроиться. Иначе фермеры разорятся, а страна останется без продовольствия. Виновные в нарушении паритета наказывались разорительными штрафами.

В послевоенные годы, когда экономика переналаживалась на мирный лад, система паритетных цен была трансформирована в то, что впоследствии получило название «системы ценовых комитетов»: на местных рынках (в штатах, графствах) создавались комитеты из представителей продавцов продукции и покупателей, а также администрации региона. Они по взаимному согласию устанавливали цены на товары первой необходимости на неделю, декаду или даже один день. И все сделки купли-продажи оформлялись именно по этой цене. Иные же сделки признавались незаконными.

Перейти на страницу: 1 2

Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом и νόμος - правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распредел ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Преддипломная практика является одним из важнейших средств формирования профессиональных навыков у молодых специалистов, направляемых для коммерческой деятельности на предприятия, учреждения и организации народнохозяйственного комплекса. Она имеет большое значение для подго ...