Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Уровни государственного регулирования цен в рыночной экономике

Государственные меры по регулированию цен в рыночной экономике носят законодательный, административный и судебный характер. Принятые в сфере ценообразования законы создают правовую основу отношений между хозяйствующими субъектами, а также между ними и государством. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права, уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам, рассматриваются и принимаются парламентом, а все мероприятия по регулированию цен непосредственно осуществляются министерствами экономики, финансов и центральным банком. В ряде стран существуют министерства по делам участия государства в экономике, торговли, сельского хозяйства, которые также оказывают влияние на ценообразование. В каждой стране при правительстве или отдельных его органах имеются экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, в которых заседают представители предпринимателей, торговли, профсоюзов, государственных органов и других заинтересованных сторон. Комитеты призваны консультировать правительство по вопросам цен и выражать своё мнение по поводу ценовых законопроектов.

В практике высокоразвитых стран выделяются 4 уровня воздействия на рыночные цены со стороны правительства:

I) контроль над ценами - осуществляется посредством наблюдения за ценами ради проверки и слежения за ними. Наблюдение за ценами является первичной формой, на основе которой строятся все правительственные акции в деле воздействия на рыночные цены. Главная цель наблюдения - измерить рост стоимости жизни для определения индекса повышения номинальной заработной платы и пенсий, а также для выяснения степени влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

По данным некоторых авторов, в мировой экономике прямо контролируется до 30%, а косвенно, через экономические методы воздействия, - до половины всех цен. Контроль в первую очередь предполагает аналитическую работу: расчёт изменения факторов цен, выяснение причин ценовых «всплесков», проведение прогнозных расчётов, определение индексов средних цен, установление ценовых паритетов и т.п. Кроме того, контроль включает надзор за ценовым законодательством и проверку ценовой документации;) фиксирование цен - осуществляется путём жёсткого их закрепления на определённом уровне. Государство цены фиксирует такими способами:

) вводит прейскурантные цены. Государственный прейскурант - это официальный сборник цен и тарифов на товары и услуги, который утверждается и издаётся правительственными органами ценообразования, а также министерствами и ведомствами. В обществе прейскурантными могут быть практически все цены, как, например, в бывшем СССР до 1987 г., или небольшая их часть, как, например, в благоустроенных странах, где жёсткий контроль существует за ценами только на базовые товары и услуги. Экономика весьма чувствительна к колебаниям этих цен, поскольку они образуют каркас национальной ценовой системы, о которой говорилось в теме 2.

Прейскурантные цены назначается также на товары и услуги государственных предприятий, например, на минеральное сырьё, добываемое на государственных шахтах, на электроэнергию, вырабатываемую государственными электростанциями, и т.п. Это, как правило, искусственно заниженные против равновесных цены и тарифы, или цены потолка, способствующие снижению издержек производства в частном секторе и повышению национальной конкурентоспособности за счёт «подавленной» рентабельности этих объектов государственной собственности.

Фиксирование цен предполагает не только заниженные, но и завышенные (против равновесных) цены, или «цены пола». Примером таких цен в государственном масштабе являются цены на фермерскую продукцию. Чтобы уберечь крестьян от массового разорения и обеспечить большинству из них достаточный уровень жизни, правительство назначает на сельскохозяйственную продукцию завышенные цены. В большинстве высокоразвитых стран законодательно устанавливается также нижний предел цены рабочей силы - минимальные ставки заработной платы;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ эффективности деятельности ООО Солидарность
В условиях рыночных отношений, когда предприятия получают практически полную финансовую независимость, встаёт необходимость мобилизации всех внутренних резервов предприятия и дальнейшей их реализации для выживания в конкурентной среде. Имея надёжный источник капитала в виде ...

Анализ экономической эффективности технологии производства основной продукции на ЗАО Электроизолит
На фоне мирового экономического кризиса возрастает роль конкурентоспособности российских производственных предприятий. Многие из них, начиная выходить на мировой рынок, осознают, что уровень их технической и технологической оснащенности не позволяет вести достойную борьбу за ...