Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Уровни государственного регулирования цен в рыночной экономике

) частично или полностью замораживает рыночные цены, то есть закрепляет их на уровне, достигнутом на определённую дату. Практика свидетельствует, что для подавления всплесков инфляции и восстановления ценовых пропорций целесообразно кратковременное замораживание цен. Долговременное замораживание крайне неэффективно, так как по различным причинам (и в силу чаще всего чрезвычайных обстоятельств) государству приходится идти на уступки, соглашаясь с требованиями производителей об увеличении цен на ту или иную продукцию. В результате деформируется ценовая решётка и нарушается вся многосложная структура цен.

Чтобы оградить правительство от искушения чрезмерного применения этого «обоюдоострого» инструмента регулирования, в ряде стран предусмотрены правила замораживания цен. Так, в Швеции по закону замораживание цен может быть проведено только в случае войны или опасности её возникновения, или при угрозе значительного общего повышения цен;

) закрепляет цены естественных монополистов или предприятий, которые занимают доминирующее положение на рынке, и злоупотребляют этим. Доминирующее положение - это исключительное положение предприятия на рынке определённого товара, которое даёт предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом ограничивать свободу их деятельности. В развитых странах такими предприятиями считаются те, чья доля продаж на рынке конкретного товара составляет более 30%, в России - более 35%;) регулирование цен - осуществляется следующими способами:

) устанавливается предельный уровень цен на отдельные товары. Например, государство установило предельную цену на масло животное - 70 руб. за 1 кг. Это значит, что производители по согласованию с торговлей могут установить любой уровень розничной цены - 40, 50, 60 руб. и т.д., но не более 70 руб.

Пример другого порядка: на зерно озимой пшеницы государство определило нижний предел закупочной цены - 3 тыс. руб. Следовательно, никто не может закупать зерно по меньшей, чем означенная, цене;

) устанавливаются основные параметры, определяющие уровень цен: величина прибыли производителя, размеры снабженческо-сбытовых и торговых наценок, ставки налогов, которыми облагаются товары, в том числе налога на добавленную стоимость и др.

Например, государство установило предельный уровень рентабельности для производителей зерна в размере 50% к себестоимости, наценку для заготовителей (элеватор) и переработчиков (мелькомбинат) - 25% оптовой цены. Следовательно, если себестоимость производства 1 т зерна озимой пшеницы в сельскохозяйственном предприятии составляет 3 500 руб., то предельный уровень оптовой (отпускной) цены муки пшеничной должен быть 8 203 руб. за 1 т.

Оптовая цена 1 т муки образуется таким образом:

500 руб. + (3 500 x 50) : 100 = 5 250 руб. - это закупочная цена 1 т зерна пшеницы;

250 руб. + (5 250 х 25) : 100 = 6 562,5 руб. - это оптовая цена 1 т пшеницы, по которой элеватор продаёт (отпускает) зерно мелькомбинату;

562,5 руб. + (6 562,5 х 25) : 100 = 8 203,1 руб. - это оптовая цена 1 т муки пшеничной, по которой мелькомбинат продаёт (отпускает) продукцию хлебокомбинату.

При наличии большего количества посредников между производителями сельскохозяйственного сырья и переработчиками цена конечной продукции повышается. Эта тенденция наглядно проявляется в нынешней российской экономике переходного периода;

) устанавливаются завышенные амортизационные списания и отчисления в другие фонды, в результате чего происходит рост себестоимости продукции до уровня цены. Складывается ситуация, когда издержки «подпирают» цену, то есть расчётные, а не действительные издержки производства оказываются настолько высокими, что приближаются к цене и превышают её. Поэтому предприятия вынуждены повышать цены на свою продукцию, чему не препятствует даже внутриотраслевая конкуренция, ибо себестоимость «подпирает» цену во всей отрасли;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...

Экономика и управление энергетических предприятий
Смета затрат на приобретение основных элементов и сборку ПГУ ...