Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Уровни государственного регулирования цен в рыночной экономике

) частично или полностью замораживает рыночные цены, то есть закрепляет их на уровне, достигнутом на определённую дату. Практика свидетельствует, что для подавления всплесков инфляции и восстановления ценовых пропорций целесообразно кратковременное замораживание цен. Долговременное замораживание крайне неэффективно, так как по различным причинам (и в силу чаще всего чрезвычайных обстоятельств) государству приходится идти на уступки, соглашаясь с требованиями производителей об увеличении цен на ту или иную продукцию. В результате деформируется ценовая решётка и нарушается вся многосложная структура цен.

Чтобы оградить правительство от искушения чрезмерного применения этого «обоюдоострого» инструмента регулирования, в ряде стран предусмотрены правила замораживания цен. Так, в Швеции по закону замораживание цен может быть проведено только в случае войны или опасности её возникновения, или при угрозе значительного общего повышения цен;

) закрепляет цены естественных монополистов или предприятий, которые занимают доминирующее положение на рынке, и злоупотребляют этим. Доминирующее положение - это исключительное положение предприятия на рынке определённого товара, которое даёт предприятию возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим предприятиям или иным образом ограничивать свободу их деятельности. В развитых странах такими предприятиями считаются те, чья доля продаж на рынке конкретного товара составляет более 30%, в России - более 35%;) регулирование цен - осуществляется следующими способами:

) устанавливается предельный уровень цен на отдельные товары. Например, государство установило предельную цену на масло животное - 70 руб. за 1 кг. Это значит, что производители по согласованию с торговлей могут установить любой уровень розничной цены - 40, 50, 60 руб. и т.д., но не более 70 руб.

Пример другого порядка: на зерно озимой пшеницы государство определило нижний предел закупочной цены - 3 тыс. руб. Следовательно, никто не может закупать зерно по меньшей, чем означенная, цене;

) устанавливаются основные параметры, определяющие уровень цен: величина прибыли производителя, размеры снабженческо-сбытовых и торговых наценок, ставки налогов, которыми облагаются товары, в том числе налога на добавленную стоимость и др.

Например, государство установило предельный уровень рентабельности для производителей зерна в размере 50% к себестоимости, наценку для заготовителей (элеватор) и переработчиков (мелькомбинат) - 25% оптовой цены. Следовательно, если себестоимость производства 1 т зерна озимой пшеницы в сельскохозяйственном предприятии составляет 3 500 руб., то предельный уровень оптовой (отпускной) цены муки пшеничной должен быть 8 203 руб. за 1 т.

Оптовая цена 1 т муки образуется таким образом:

500 руб. + (3 500 x 50) : 100 = 5 250 руб. - это закупочная цена 1 т зерна пшеницы;

250 руб. + (5 250 х 25) : 100 = 6 562,5 руб. - это оптовая цена 1 т пшеницы, по которой элеватор продаёт (отпускает) зерно мелькомбинату;

562,5 руб. + (6 562,5 х 25) : 100 = 8 203,1 руб. - это оптовая цена 1 т муки пшеничной, по которой мелькомбинат продаёт (отпускает) продукцию хлебокомбинату.

При наличии большего количества посредников между производителями сельскохозяйственного сырья и переработчиками цена конечной продукции повышается. Эта тенденция наглядно проявляется в нынешней российской экономике переходного периода;

) устанавливаются завышенные амортизационные списания и отчисления в другие фонды, в результате чего происходит рост себестоимости продукции до уровня цены. Складывается ситуация, когда издержки «подпирают» цену, то есть расчётные, а не действительные издержки производства оказываются настолько высокими, что приближаются к цене и превышают её. Поэтому предприятия вынуждены повышать цены на свою продукцию, чему не препятствует даже внутриотраслевая конкуренция, ибо себестоимость «подпирает» цену во всей отрасли;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Формирование себестоимости продукции птицепроизводства
Птицеводство - отрасль сельского хозяйства, в задачу которой входит разведение, кормление, содержание и использование разных видов и пород сельскохозяйственной птицы в целях производства яиц, мяса, пера и пуха. Побочная продукция и перо используются в легкой промышленнос ...

Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО Астраханская энергосбытовая компания)
Для успешного функционирования предприятия большое значение имеет принятие обособленных экономических решений на основе всестороннего анализа финансового состояния и платежеспособности предприятия. Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей экономической ...