Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Уровни государственного регулирования цен в рыночной экономике

) оказывается прямое воздействие на цены в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определённых видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договорённости с партнёрами «конкретные цены», которые затем становятся базовыми ценами отрасли;

) устанавливаются цены на товары и услуги государственных предприятий, которые на рынке некоторых товаров и услуг выступают наравне с предприятиями других форм собственности. Таким образом государство воздействует на рыночные цены;

) устанавливается предельный уровень разового повышения цен на конкретный товар или услугу. Это делается для того, чтобы не допустить резкого, скачкообразного «всплеска» цен, особенно после их размораживания. Так, продавцы имеют право повышать розничные цены на основные потребительские блага не более 3-5% в год, если качество последних остаётся неизменным. Во Франции в 1973г. в рамках антиинфляционной политики была введена система «контролируемого годового программирования цен». В ней предусматривалось фиксировать для цен на промышленные товары центральный показатель движения цен, равный 3,5% на период с 1 апреля 1973 г. по 31 марта 1974 г., который мог изменяться в ту или иную сторону на 0,6% в зависимости от производительности отрасли.

Естественно, в эпоху экономических преобразований эта граница несколько раздвигается, но не далее узаконенного уровня. Во время проведения реформы, например, в Польше в 1989 г., предел разового повышения цен был определён в размере 30%. К сожалению, аналогичной нормы у нас не было и нет;

) оказывается непосредственное воздействие на формирование цен при помощи государственных субсидий. Один из видов таких субсидий - ценовые субсидии - предусматривает снижение цен путём специальных доплат производителю или потребителю. Этот способ регулирования цен применяется в сельском хозяйстве, в военных отраслях промышленности, при реализации социальных программ и т.д.;

) оказывается воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортёров от налогов, а в некоторых странах - экспортные субсидии (например, для фермеров США, Каналы, Франции и др.), предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции как на мировом, так и на внутреннем рынке;) установление «правил игры» на рынке - осуществляется посредством введения ряда запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. Эти правила разрабатываются государственными структурами и принимаются в законодательном порядке.

В системе свободных рыночных цен государство устанавливает следующие запреты:

1) на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение двух или более конкурирующих предприятий о поддержании цен на определённом уровне. В антитрестовском законодательстве в основном выделяются четыре объекта регулирования, в числе которых важнейшим является «сговор о ценах». Этот запрет вступает в силу, когда предприятия, заключившие соглашение о совместной деятельности, занимают доминирующее положение на рынке. Например, два маслосырзавода, производящие масло животное, являются конкурентами, поскольку выпускают один и тот же продукт на один и тот же рынок. В отдельности они не доминируют на рынке: на долю первого предприятия приходится 22% общего объёма продаж, на долю второго - 17%. Но если они сговорятся о цене, то с точки зрения антимонопольного законодательства будут рассматриваться как одно предприятие, преступившее общепринятые правила поведения на рынке, поскольку их совместная доля возрастёт до 39%. Таким образом, они займут доминирующее положение и смогут оказывать ценовое давление на других производителей масла и потребителей;

2) на вертикальное фиксирование цен, в соответствии с которым производителям запрещается навязывать свои цены поставщикам и торговле. Речь идёт о том, что производители не имеют права заставить оптовую и розничную торговлю соблюдать свою (производителей) цену. В свою очередь, нельзя заставить розничную торговлю соблюдать цены, разработанные производителями и оптовой торговлей, так как она свободна в установлении рыночных цен. По действующему законодательству России, данный запрет вводится только в том случае, если производитель занимает доминирующее положение на рынке;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации и выявление мер по их увеличению
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осущ ...

Характеристика основных экономических показателей предприятия
ООО «Меркурий» была создана 15 августа 2011 года двумя учредителями: Маньченков Вячеслав Валерьевич (50 % в уставном капитале), Музалева Ирина Викторовна (50 % в уставном капитале). Основной вид деятельности ООО «Меркурий» - производство макаронных изделий. Актуальность ...