Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Основы ценообразования на мировом рынке

На мировом рынке товаров, услуг и ресурсов действуют практически те же законы спроса, предложения и денежного обращения, что и на внутреннем рынке отдельно взятой страны. Продавец везде и всегда заинтересован в повышении цены и максимизации прибыли; цена, которую он назначает, строится на издержках производства. Покупатель, в свою очередь, стремится купить товар по более низкой цене с тем, чтобы минимизировать свои затраты; цена, которую он согласен заплатить, обусловливается степенью полезности товара. Когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, складывается равновесная цена, которая удовлетворяет и продавца, и покупателя.

Предложение всегда следует за спросом, однако, никогда не бывает, чтобы оно покрывало его в точности. Если спрос превышает предложение, то мировая цена растёт и достигает уровня наихудших национальных условий производства и, соответственно, затрат, даже если доля стран-аутсайдеров на рынке незначительна. Это обстоятельство позволяет производителям этих стран также выходить на интернациональный рынок, находить на нём свою нишу и получать прибыль. В странах со средними, и особенно лучшими, условиями прибыль будет достаточно высокой и она будет стимулировать вложения труда и капитала в целях наращивания производства и предложения экспортных товаров и услуг. Постепенное насыщение рынка и удовлетворение спроса приведёт к снижению цены и установлению сё на уровне средних в мировом масштабе издержек производства.

Если же масса предлагаемых на международном рынке товаров и услуг превышает спрос на них, то рыночная цена падает до уровня (и ниже) издержек производства в странах с лучшими условиями производства. Экспортёры из стран с худшими и даже средними условиями вынуждены будут уйти с рынка, потому что мировая цена не окупит их затрат и они понесут убытки. Уменьшение предложения постепенно приведёт к увеличению мировой цены и её приближению к издержкам при средних (а в сельском хозяйстве - при худших) условиях производства. Таким образом складывается механизм международного перелива труда и капиталов.

Но в мировом рыночном механизме, в отличие от национального механизма, имеются особенности как объективного характера, так и связанные с институциональными и социологическими ограничениями, вводимыми правительствами государств-участников международного обмена. Во-первых, периоды несовпадения спроса и предложения на мировом рынке могут быть более длительными, чем в национальном хозяйстве. Это связано прежде всего со значительной инерционностью мировой системы. Во-вторых, в отличие от национального рынка, где крупнейший производитель товара всегда является и крупнейшим его поставщиком, на мировом рынке нередко большую часть товара реализуют страны, доля которых в мировом производстве существенно ниже. Это объясняется тем, что общественно необходимые в интернациональном масштабе издержки в значительной мере складываются под влиянием условий производства товара в стране, являющейся его основным поставщиком на мировой рынок, а не производителем. Такова роль процесса обращения в воспроизводстве. В-третьих, отдельные государства, у которых производство товаров осуществляется с относительно высокими издержками, путём применения тарифных и нетарифных барьеров ограничивают и даже закрывают доступ на свой рынок товаров, изготовленных в странах с более низкими издержками. В результате мировой спрос на товары, произведённые при более благоприятных условиях, искусственно снижается, а цена падает. Поэтому страны, производящие товары с более низкими издержками, не смогут в полной мере использовать свои преимущества на мировом рынке.

Рыночный механизм спроса и предложения способствует тому, что по большинству товаров мировая цена стремится к уровню средних издержек производства, складывающихся во всемирном масштабе. В каждом обществе формируются национальные издержки, которые вместе с национальной средней нормой прибыли образуют национальные цены производства и, соответственно, цены товаров. На мировом рынке происходит сравнение различных национальных цен, и мировая цена устанавливается под воздействием тех национальных цен, в основе которых лежат среднемировые общественно необходимые затраты труда.

Перейти на страницу: 1 2

Формирование трудовых ресурсов промышленной организации с целью укрепления ее конкурентоспособности (на материалах Открытого акционерного общества Гомельский радиозавод)
трудовой ресурс промышленный планирование Трудовые ресурсы являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. В частности, от обеспеченности пред ...

Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Вся целесообразная деятельность предприятия так или иначе связана с проблемой эффективности. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов, желание экономить время, получать как можно больше продукции из доступных ресурсов. Проблема эффективности - это всегда п ...