Категории
Варианты мировых цен с учётом базисных условий поставки
При анализе ценовой тактики предприятия отмечалось, что уровень цены во многом определяется транспортными расходами. Международная торговая практика выработала различные типы базисных условий поставки товаров, так или иначе учитывающих транспортный (географический) фактор во внешнеторговой цене. Базисные, или типовые условия поставки - это специальные условия, которые определяют обязанности продавца (поставщика, экспортёра) и покупателя (потребителя, импортёра) по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной его (товара) гибели или повреждения на покупателя. Другими словами, базисные условия строго определяют, кто несёт расходы по транспортировке продукции от продавца к покупателю.
В течение многих лет систематизацией базисных условий договоров купли-продажи занимается Международная торговая палата. Правила «Инкотермс-1990», разработанные в 1990 г., строго соблюдаются коммерсантами всего мира при заключении договоров купли-продажи. В настоящее время различают 14 типов базисных условий поставки и, соответственно, 14 вариантов мировых цен, используемых при заключении торговых соглашений между контрагентами различных стран. В их основе лежит система франкирования, под которой понимается оплата за перевозку груза от производителя к потребителю. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения товара транспортные расходы включаются в состав цены.
Во внешнеторговой деятельности различают следующие варианты международных цен:
) цена «франко-склад поставщика», или цена ЕКУ. Это самая низкая цена, потому что транспортные расходы полностью принимает на себя потребитель: он предоставляет перевозочное средство, оплачивает погрузку, транспортировку и разгрузку товара, страхует товар от гибели или порчи в процессе погрузки, перевозки и разгрузки в пункте назначения. Единственной обязанностью продавца является предъявление покупателю товара непосредственно на своём складе, то есть на заводе, в колхозе, акционерном обществе, совхозе и т.п.;
) цена «франко-вагон станция отправления», или цена ФОР-ФОТ. Она используется при базисных условиях поставки типа «свободен на рельсах», или «свободен в вагоне (на платформе)». Здесь продавец оплачивает расходы по доставке груза на железнодорожную станцию отправления и его погрузке в вагон (на платформу). Покупатель несёт все расходы и риски, связанные с доставкой товара от пункта отправления до пункта назначения.
Отдельной строкой выделяется базисное условие «свободен у вагона (платформы)», или «франко-станция отправления», освобождающее продавца от обязанностей по погрузке товара в вагон (на платформу). Данная сделка совершается по цене «франко-вагон меньше полного»;
) цена «франко-судно порт отправления», или цена ФОБ Она применяется в сделках, заключаемых в соответствии с базисными условиями типа «свободен на борту судна». Здесь продавец обязан доставить товар в согласованный порт в стране экспортёра и разместить его на борту судна. Покупатель должен обеспечить подачу зафрахтованного им судна и нести все последующие расходы. Риск гибели, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент пересечения грузом линии релинга (поручня) судна.
Отдельным является базисное условие «свободен у борта судна», обязывающее продавца доставить товар только к борту судна на причал или на лихтеры. В данном случае сделка совершается по цене «франко-вдоль борта судна», или цена ФАС;
) цена «франко-судно порт назначения», или цена КАФ, применяемая при заключении договора поставки на условиях «стоимость и фрахт». Этот тип поставки обязывает продавца за свой счёт зафрахтовать судно и оплатить другие расходы, связанные, в частности, с погрузкой товара на борт судна в порту отправления. Покупатель в свою очередь должен принять товар в обусловленном в контракте порту назначения, оплатить расходы по его выгрузке с судна, если таковые не были включены во фрахт, и нести все последующие расходы;
) цена «франко-судно порт назначения и страхование», или цена СИФ. Это цена базисных условий поставки типа «стоимость, страхование и фрахт», в соответствии с которой продавец за свой счёт фрахтует судно, грузит на него товар и страхует его от рисков перевозки.
Как видно, это условие аналогично условию КАФ, но с дополнением положения о морском страховании от риска гибели порчи или повреждения товара во время перевозки;
) цена «франко-порт назначения», или цена ДЕК, используется при заключении контракта на условиях «поставка франко-причал». Это условие означает, что продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя после уплаты таможенных пошлин, сборов для импорта и выгрузки в порту назначения, обусловленных в контракте.
Цели и инструменты макроэкономического регулирования
В развитии рыночной экономики следует вычленить несколько важных
закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы
имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во
взаимодействие вступает все большее число экономических асп ...
Анализ экономического потенциала Республики Бурятия
Проблемы устойчивого и согласованного социально-экономического развития
страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на
современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена
мирового сообщества. Развитие Российской Федерации в усл ...