Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Методы формирования цен

В условиях краткосрочного равновесия (см. приложение 2.9.-б) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается, и кривая становится слегка наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до , а цена равновесия становится ниже.

Наконец, когда рассматриваем длительно равновесие (см. приложение 2.9.-в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до , а цена равновесия еще более снизилась.

Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен. То, насколько быстро предложение может приспособиться к изменившимся ценам, в конечном итоге зависит от степени мобильности экономических ресурсов.

С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.

Понятие эластичности спроса и предложения по цене имеют большое практическое значение не только для понимания поведения потребителя на рынке или ценовой стратегии фирм, но и для анализа последствий экономической политики государства, в частности, политики налогообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т.е. кто реально уплачивает тот или иной налог. Проиллюстрируем это на условном примере (см. приложение 2.10.). Предположим, равновесная цена товара на рынке 10 рублей, и государство вводит дополнительный налог на производителя в размере 5 рублей на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна возрасти.

Если бы увеличение цены в точности соответствовало размеру налога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластичности спроса). На рисунках 2.10.-а и 2.10.-б показано, что реальное распределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (см. приложение. -а) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 3 рубля 50 копеек из общей суммы налога фактически платит покупатель и только 1 рубль 50 копеек - производитель). При эластичном спросе и неэластичном предложении (см. приложение. -б) повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, переключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрастает только на 1 рубль 50 копеек, а остальную сумму налога платит сам производитель).

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 

Экономика и управление
Экономика Организация, нормирование и оплата труда ...

Анализ финансовых рисков в динамике с использованием группировки
В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Предприятиям следует не избегать риска, а уметь у ...