Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Методы формирования цен

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (см приложение 2.6 Эластичность спроса). Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка, или валовой доход продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению P х Q. На рис. 2.6.-а представлен случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка не изменилась. На рис. 2.6.-б снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась. Другая ситуация представлена на рис. 2.6.-в. Выручка возрастает, потому что спрос вырос больше, чем упала цена.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены (E ) представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (см. приложение 2.6.-а), мы говорим о единичной эластичности спроса. Когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса (см. приложение.-б), спрос неэластичен . Когда снижение цены вызывает больший рост величины спроса (см. приложение 2.6 -в), мы говорим об эластичном спросе ( ). Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является отрицательной величиной.

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов (т.е. взаимозаменяемых товаров, например, чай и кофе), размер дохода потребителя, качество товара, удельный вес товара в бюджете потребителя, является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, ожидания потребителя и т.д.

Как уже отмечалось, спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Здесь нужно отметить, что помимо товаров-субститутов, существуют и товары - комплементы (взаимодополняемые товары, например, фотоаппарат и фотопленка). Помимо этих групп товаров, существуют и независимые товары (например, карандаши и молоко). Эластичность спроса на один товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар iк вызвавшему его изменению цены на товар j

:

При изменении цены на товар-субститут коэффициент перекрестной эластичности оказывается больше нуля (рост цен на кофе вызовет рост спроса на чай); при изменении цены товара-комплемента коэффициент перекрестной эластичности оказывается меньше нуля (рост цены на фотопленку ведет к уменьшению спроса на фотоаппараты). При изменении цены независимого товара коэффициент перекрестной эластичности равен нулю (рост цены на карандаши не изменит спрос на молоко).

Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а, следовательно, и к снижению их цен.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10

Асимметрия информации на рынках и деятельность государственных предприятий
Актуальность темы исследования. В современных условиях повышается значимость информационной инфраструктуры, степени информированности о динамике рынков, спроса и предложения на них и наличия оперативной и объективной информации. Пример полной и симметричной информации - рыно ...

Анализ эффективности использования оборотного капитала в ООО Агрофирма Разгуляй
Оборотный капитал являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной его деятельности. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и дру ...