Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Факторы, влияющие на уровень цен на товар

Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:

· спрос на продукцию;

· государственное регулирование цен;

· издержки по производству;

· инфляция;

· конкуренция [10. С.127].

Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше предлагаемых по этой цене изделий могут приобрести покупатели.

Цена спроса - максимальная цена, которую потребитель в состоянии заплатить, приобретая данный товар.

Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец реализует свой товар на рынке. Закон предложения гласит, чем больше производитель будет предлагать товара, тем больше будет его цена.

Цена, при которой спрос и предложение равны, называется равновесной ценой. Это имена та цена, по которой будет продан товар. Если цена выше равновесной, то на рынке происходит избыток товара. Если цена ниже равновесной, то происходит дефицит товара на рынке.

В действительности соотношение спроса и предложения постоянно меняется в результате воздействия на них различных факторов.

Взаимодействие спроса и предложения:

· Увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества продаваемого товара.

· Уменьшение спроса вызывает снижение равновесной цены и снижение равновесного количества.

· Увеличение предложения влечет за собой снижение равновесной цены и увеличение равновесного количества.

· Снижение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и снижение равновесного количества [11. С.462].

Для количественного измерения колебаний спроса и предложения под воздействием различных факторов используется понятие эластичность.

Спрос на различные товары может быть как эластичным, так и неэластичным. При эластичном спросе (незначительном изменении цены и значительном изменении спроса) значение коэффициента эластичности больше единицы. И наоборот, при неэластичном спросе, когда изменение цены не вызывает больших отклонений в спросе на данный товар, коэффициент эластичности меньше единицы. К товарам неэластичного спроса относятся, например, товары повседневного спроса, относительно недорогие товары и др. [10. С.128].

Определенную роль в ценообразовании играет государство, осуществляя регулирующую функцию.

Основу цены изделия составляют издержки, связанные с его производством и реализацией, поэтому их размер во многом определяет уровень цены. В состав издержек входят затраты как зависящие, так и не зависящие от деятельности предприятия. Например, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии, транспортные тарифы - факторы, внешние по отношению к предприятию. Поэтому увеличение этих затрат вызывает рост цены товара [11. С.464].

Другая группа затрат - уровень использования сырья и материалов, степень загрузки производственных мощностей, производительность мощностей, производительность труда - непосредственно зависит от уровня их организации на предприятии. Поэтому фирма в зависимости от прочности своего положения на рынке может маневрировать ценами. Если положение фирмы недостаточно устойчивое и повышение цен на продукцию не желательно, то удорожание, например по сырью, можно компенсировать в определенной степени снижением норм расхода сырья, использованием вторичных ресурсов. Если же положение фирмы достаточно устойчивое, в этом случае увеличение издержек может быть перенесено на цену товара [11. С.464].

На уровень цен оказывает влияние конкуренция, которая подталкивает фирмы к совершенствованию своей продукции, детальному обоснованию цены на нее. При этом фирма может ориентироваться или на рынок продавца, или рынок покупателя. На рынке продавца доминирующее положение занимает продавец - производитель товара. В таких условиях фирме легче функционировать, поскольку её продукция находится вне конкуренции. На рынке покупателя доминирующее положение занимает покупатель. И от того, насколько фирма сумеет учесть меняющиеся запросы покупателя и вовремя удовлетворять их, зависит их благополучие.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ эффективности деятельности ООО Солидарность
В условиях рыночных отношений, когда предприятия получают практически полную финансовую независимость, встаёт необходимость мобилизации всех внутренних резервов предприятия и дальнейшей их реализации для выживания в конкурентной среде. Имея надёжный источник капитала в виде ...

Анализ финансовых рисков в динамике с использованием группировки
В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Предприятиям следует не избегать риска, а уметь у ...