Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Учет фактора государственного регулирования цен на предприятии

цена рыночный политика государственный

Учет фактора государственного регулирования цен является важными для ценовой политики предприятия. Государство активно влияет на общую ценовую конъюнктуру рынка при помощи методов налогового, экспортно-импортного и антимонопольного регулирования. Кроме того, регулируя общее состояние денежной и кредитной системы, уровень заработной платы в государственном секторе, пенсии, пособия и прочие выплаты из государственного бюджета, государство влияет на ограничения по спросу, инфляцию и инфляционные ожидания и тем самым - на динамику общего уровня цен и их основных групп, т. е. государство пытается создавать общие рамочные условия для ценовой политики предприятия [10. С.130].

В Российской Федерации государственное регулирование ценообразования осуществляется на основании Указа Президента РФ от 28.02.1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Этим указом определены перечни продукции и услуг, по которым осуществляется государственное регулирование цен [11. С.460].

Цели государственного регулирования цен:

. Торможение инфляционного роста цен в результате обесценивания денег, устранение диспропорций цен на отдельные виды товаров и услуг.

. Достижение необходимых соотношений воспроизводства.

. Затруднение роста заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

. Субсидирование производства, находящегося под контролем государства, защита отсталых отраслей экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельского хозяйства), содействие внешнеэкономической деятельности.

. Мобилизация бюджетных средств, необходимых для проведения социально-экономических мероприятий [10. С.131].

Государство заинтересованно в увеличении прибыли предприятий, поскольку рост прибыли обеспечивает большую наполняемость доходной части бюджетов разных уровней. Единый социальный доход имеет целевое назначение и выступает источником формирования социальных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования [11. С.458].

Кроме социального налога, меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть прямыми, т. е. путем установления определенных правил ценообразования, и косвенными, т. е. через финансово-кредитный механизм, оплату труда, налогообложение и т. д. При прямых методах государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами. К косвенным методам относятся регулирование учтенной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы, и др. Методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов [10. С.131].

В зависимости от территории регулирования различают:

· Единые, или поясные, цены - устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти.

· Региональные (зональные) цены - устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.

В соответствии с Указом Президента РФ «о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, по которым федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование цен, тарифов и надбавок [11. С.460].

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Минэкономики РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке [10. С.133].

Перейти на страницу: 1 2

Ценовая стратегия предприятия
Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, г ...

Экономика и управление
Экономика Организация, нормирование и оплата труда ...