Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Методы государственного регулирования цен и ценообразования

2 установление предельных максимальных уровней цен,определяющих верхний предел изменения цены. При этом покупатель и продавец могут договориться о приемлемом уровне цены, но не выше установленного предела. Максимальные предельные уровни цен устанавливаются на основные виды сырья, материалов, продукцию перерабатывающей промышленности, потребительские товары;

3 установление предельных минимальных (защитных) цен

, определяющих предел цены, ниже которого продавец (покупатель) не имеет права реализовывать (закупать) определенные товары (закупочные цены на основные виды продукции растениеводства и животноводства, основные виды высоколиквидной экспортной продукции, а также ликероводочную и другую алкогольную продукцию);

4 установление предельных уровней рентабельности

на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей;

5 установление фиксированных, предельных надбавок (наценок), скидок

в оптовом и розничном торговых звеньях;

6 установление определенных правил

или условий

определения и применения цен;

7 декларирование цен

, т.е. регистрация в органах ценообразования предприятиями-монополистами предельных уровней цен (тарифов) на продукцию, включенную в Государственный реестр.

Решение о выборе конкретного метода регулирования цен принимают органы, осуществляющие регулирование цен исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей и финансового состояния предприятий.

Прямое регулирование цен (тарифов) осуществляется в отношении продукции (услуг) естественных монополий, отдельных товаров “временных” монополий, в отношении структурно определяющих видов продукции (услуг), которые оказывают влияние на уровень цен в других секторах производства, а также важнейших социально-значимых товаров (услуг).

Регулируемая цена (тариф) должна формироваться на уровне, обеспечивающем производителю (продавцу) покрытие экономически оправданных затрат и получение достаточной для воспроизводства прибыли, при необходимости - за счет мер государственной поддержки.

Особую роль в формировании цены играют требования по нормированию затрат, относимых на себестоимость продукции. Затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), должны рассчитываться по нормам и нормативам, устанавливаемым на основе стандартов, технологий, технологических карт, рецептур, утверждаемых в установленном порядке. Методическое руководство разработкой соответствующих нормативов и контроль за их соблюдением целесообразно закрепить за отраслевыми министерствами (концернами). Общую координацию данной работы целесообразно возложить на Министерство экономики Республики Беларусь.

Одним из направлений в работе органов ценообразования является контроль за правильностью формирования и применения цен (тарифов) на производимую продукцию и товары народного потребления, оказываемые услуги (работы). В республике создана и функционирует система контроля за соблюдением государственной дисциплины цен и тарифов, включающая отдел по контролю за соблюдением цен и тарифов Комитета цен при Минэкономики и госинспекции (секторы) по контролю за ценами в отделах цен облисполкомов и управлении ценообразования Минского горисполкома, общей численностью 150 человек. Контроль за ценами в подведомственных отраслях осуществляют министерства, объединения, подчиненные Правительству, а также другие органы государственного управления.

Государственное регулирование цен, учитывая специфику экономики переходного периода, должно базироваться на гибком использовании механизмов свободного ценообразования и их частичного государственного регулирования, прежде всего, на продукцию и услуги, жизненно важные для населения, а также предприятий-монополистов. Основная цель этого регулирования заключается в обеспечении относительного паритета цен во всех звеньях экономики. При этом степень государственного регулирования необходимо дифференцировать в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).

В ближайшие годы совершенствование организации и методов государственного регулирования ценообразования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

а) повышение роли в области регулирования цен министерств, других республиканских органов государственного управления, предоставив им право регулирования цен на отдельные виды продукции предприятий, подведомственных министерствам, облисполкомам и Минскому горисполкому;

б) выполнение законодательства о ценообразовании на основе жесткого контроля за соблюдением действующих норм и правил. Особенности современного этапа развития экономики вызывают необходимость совершенствования работы контролирующих органов. В числе основных задач контроля должны быть социально-экономический анализ и экспертиза формирования и динамики цен у субъектов хозяйствования, их экономическая обоснованность с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции, конъюнктуры рынка; профилактика нарушений дисциплины цен; применение экономических санкций при нарушении дисциплины цен;

Перейти на страницу: 1 2 3

Цели и инструменты макроэкономического регулирования
В развитии рыночной экономики следует вычленить несколько важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Время приводит к тому, что во взаимодействие вступает все большее число экономических асп ...

Анализ экономических показателей деятельности ООО Алькор-Ко
Эффективная управленческая деятельность в современных сложных условиях невозможна без применения современных инструментов менеджмента (методов, методик, концепций, и т.д.). При всем многообразии инструментов управленческого воздействия, в рамках данной работы, я рассмотрю л ...