Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Понятие монополии и условия ценообразования

В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией, является направленной вниз рыночной кривой спроса на этот продукт. Существенное различие между монополистическим рынком и конкурентным рынком заключается в способности на монополизированном рынке определенной фирмы влиять на цену, выручаемую за ее товар. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность.

Фирма относится к чистой монополии, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей, если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами на рынок.

Силу монопольной власти отдельной компании не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия должна считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, появлением товаров-заменителей, конкуренцией товаров, импортированных в страну, а также борьбой за покупателя со стороны других компаний, каждая из которых хочет увеличить долю своих товаров в общих продажах. Чистая монополия возникает на базе рыночного хозяйства и работает по его законам. Также не следует забывать об антимонопольном законодательстве, существующем во всех развитых странах.

Другая ситуация с монополией складывается, когда она существует в условиях административно-командной системы. Такая монополия основывается на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и дефицита товаров. Административно-командная система развивается в условиях закрытой экономики, опирается на государственную монополию в сфере внешней торговли. Значительным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что является мощной поддержкой административной монополии. В конечном итоге ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Административной монополии конкуренция угрожает в меньшей степени, чем чистой монополии в рыночном хозяйстве. Опираясь на отраслевые министерства, большие предприятия через отраслевые научно-исследовательские институты контролируют и тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им не угрожает конкуренция товаров-заменителей, потому что производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли ограждает их от зарубежных конкурентов.

Таким образом, административная монополия возникает в нерыночной среде, обладает огромной монопольной властью, чем чистая монополия.

Если компания получает возможность выйти за рамки жесткой структуры рынка совершенной конкуренции, то она тем самым перестает быть ценополучателем и становится ценоустановителем, то есть монополистом. Модель монополии обеспечивает теоретическую основу для анализа политики ценообразования компании. Модель чистой конкуренции не может служить объектом исследования политики ценообразования, так как это означает, что компания не имеет ценовой политики как таковой: цена задается совершенно конкурентной фирме как нечто данное. Если же компания обладает рыночной властью, то она способна устанавливать цены для достижения основной цели: присвоения излишка потребителя и превращения его в дополнительную прибыль компании. Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МR, то на монополизированном рынке Р > МR. В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом:

Рис.1.Равновесие в конкурентной отрасли

В точке Е достигается равновесный объем производстваQe и равновесная цена Ре. Площадь 0ВЕQе соответствует величине издержек производителей, РеВЕ - составляет прибыль производителей, а АРеЕ - потребительский излишек. Равновесие в конкурентной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж.

При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис.2):

Перейти на страницу: 1 2 3

Характеристика основных экономических показателей предприятия
ООО «Меркурий» была создана 15 августа 2011 года двумя учредителями: Маньченков Вячеслав Валерьевич (50 % в уставном капитале), Музалева Ирина Викторовна (50 % в уставном капитале). Основной вид деятельности ООО «Меркурий» - производство макаронных изделий. Актуальность ...

Цена и ценообразование
Как только у человека возникает необходимость что-то купить, он сразу же вспоминает о цене нужного товара и ее цифровом выражении. При этом возможны следующие варианты реакции на объявленную цену: он либо признает ее слишком высокой, отнюдь не соответствующей потребительским ...