Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Понятие монополии и условия ценообразования

Рис.2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс=МС. В условиях монополии мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm >МС), то величина излишка покупателей и излишка продавцов-производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

В середине 50-х годов А.Харбергер определил величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленности США в 1929 году составили менее 0,1% ВНП. В современной экономике США они бы составили около 6 млрд.долларов. Поэтому проблема монополии не является такой острой, как она представляется другими экономистами.

Обычно считается, что монопольные цены - самые высокие. Как правило, они выше конкурентных, но надо знать, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим недостатком монополии считают, что монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Эта тоже не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора - понижающий и повышающий. Понижающий фактор - в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных затратах, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и др.). С другой стороны, повышающий фактор связан с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением к инновациям и риску вообще.

Основная цель ценообразования фирмы - это присвоение различными способами излишка покупателя и его перераспределения в пользу продавца.

Распространены следующие виды монополистического ценообразования:

ценовая дискриминация,

двухэтапная оплата (двойные тарифы),

ценообразование пиковых нагрузок,

государственное регулирование цены монополиста.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО РА Грейт)
На сегодняшний день экономическая ситуация в России остается все еще достаточно сложной. Инфляция, нестабильность и несовершенство законодательной и налоговой базы, снижение объемов производства в первой половине 90-х годов привели к тому, что до настоящего времени более тр ...

Анализ хозяйственной деятельности коммерческой организации
Анализ хозяйственной деятельности Задача 1 На основании исходной информации проанализировать динамику товарной продукции, цен и натуральных объемов выпуска. Выявить наметившиеся тенденции. Таблица 1 - Перечень исходной информации для выполнения задания АХД (р ...