Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Ценовая дискриминация третьей степени

Ценовая дискриминация третьей степени - это ситуация, когда рыночный спрос разбит на два (или больше) сегмента (группы покупателей) с различными функциями спроса. Для каждой группы покупателей монополист устанавливает цены таким образом, чтобы общая прибыль достигла максимума. При этой дискриминации покупатели разделены на различимые группы, в результате чего рыночный спрос разбивается на два или более рыночных сегмента. Разделение рынка на два сегмента можно посмотреть на рис.5. Каждый рыночный сегмент характеризуется особой линией предельного дохода(MR1 или MR2), но общей линией предельных издержек (МС), ибо весь выпуск произведен при одинаковых условиях (транспортные издержки во внимание не принимаются). Для того чтобы максимизировать прибыль, монополист должен решить две взаимосвязанные проблемы.

Рис.5. Ценовая дискриминация третьей степени

Во-первых, независимо от объема производства общее количество выпускаемой продукции следует распределить между группами покупателей таким образом, чтобы предельные доходы всех групп были одинаковы. В противном случае монополист не сможет получить максимальный прибыли. При очень незначительном объеме выпуска весь товар следует полностью продавать на рынке 2, так как этот рынок характеризуется большей величиной предельного дохода. Как только выпуск достигнет величины, соответствующей точке Е, часть его начнет продаваться и на рынке 1. При дальнейшем увеличении выпуска товарная продукция будет распределяться между двумя рынками таким образом, чтобы предельные доходы обоих рынков были одинаковы (MR1=MR2). Выполнение этого условия гарантирует максимизацию совокупного дохода от двух рынков.

Во-вторых, монополист должен определить величину общего выпуска для двух рыночных сегментов. После завершения первой задачи (распределения выпуска между двумя сегментами) вторая задача выполняется на основе условия:

MR=MС, чему соответствует точка С на рис.5. Издержки последней произведенной единицы (Q*) равны MR независимо от того, продана ли она на рынке 1 или на рынке 2.

Таким образом, задача максимизации прибыли требует, чтобы были выполнены два условия:

1) MR1 = MR2 = MR (макимальный доход при данном выпуске);

2) MR= MС (достижение выпуска максимальной прибыли).

Предельный доход можно выразить через ценовую эластичность спроса:

MR= Р (1+1/η)

Тогда MR1= Р1 (1+1/η1), а MR2= Р2 (1+1/η2).

Если MR1 = MR2 , то:

Р1 = 1+1/η2

Р2 1+1/η1

Отсюда следует важный вывод: при ценовой дискриминации третьей степени наибольшая цена будет установлена для покупателей с менее эластичным спросом. Если же эластичность для обеих групп одинакова, то монополист назначит одинаковые цены на каждом рынке, несмотря на факт, что он практикует ценовую дискриминацию третьей степени.

Другие виды ценообразования в условиях монополии

Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство
Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος - дом и νόμος - правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распредел ...

Анализ финансового состояния ОАО Орбита
При всем многообразии форм бизнеса существуют основы, обязательные практически для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для своевременной подготовки к потенциальным трудностям и снижения риска предпринимательства. Для эффективного ф ...