Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Формирование свободных договорных цен на продукцию строительства

Завершающий этап в определении стоимости строительства - это установление договорной цены на строительную продукцию. Согласованная и принятая инвестором и подрядчиком сметная стоимость вида работ, объекта или их комплексов получает правовой статус договорной цены. В отечественной практике эта цена еще называется свободной.

Порядок формирования цен на строительную продукцию имеет ряд особенностей, при этом цены играют немаловажную роль в «жизнедеятельности» строительной организации, так как они в строительной отрасли служат средством установления определенных отношений между заказчиком и подрядчиком строительства, обусловливают размер инвестиций в новое строительство, реконструкцию, модернизацию и ремонт; определяют прибыльность и, следовательно, жизнеспособность и финансовую стабильность организации.

августа 2011 года был принят Указ №361 Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Данный нормативно-правовой акт направлен на совершенствование ценообразования в строительстве, внедрения в практику строительства неизменных договорных (контрактных) цен [1].

На основании указанного документа сметная документация на строительство объектов разрабатывается независимо от источников финансирования на основании нормативов расхода ресурсов, утверждаемых в порядке, принятом Советом Министров, а сметная стоимость строительства объекта на устанавливаемую заказчиком дату начала выполнения строительно-монтажных работ устанавливается с учетом нормативной продолжительности строительства. Также Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются случаи, при которых допускается корректировка неизменной договорной (контрактной) цены.

Превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на строительство объекта при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией относится на финансовые результаты деятельности подрядчика.

Такие нормы, как обеспечение совершенствования организации инвестиционно-строительного процесса (возложение на генерального подрядчика разработки строительного проекта с предоставлением ему права на использование средств от полученной экономии), равно как и расширение полномочий Министерства архитектуры и строительства на регулирование цен в строительстве, также содержатся в Указе №361.

Эти меры направлены, в том числе, и на создание практических рычагов по ограничению роста стоимости строительства жилья. В этой связи Министерство архитектуры и строительства уполномочено регулировать цены не только на выполняемые работы при строительстве объектов, но и на оказываемые услуги, строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве этих объектов.

Также согласно данному Указу проектная (сметная) документация должна разрабатываться ресурсным методом.

Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Ресурсный метод определения цены предложения подрядчика предполагает определение стоимости ресурсов с применением средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен и тарифов на ресурсы к нормативному их расходу (трудозатраты, затраты по эксплуатации машин и механизмов, затраты на приобретение и доставку материалов, изделий и конструкций, затраты на временные здания и сооружения и др.), определенные в установленном порядке. Разновидность данного метода - ресурсно-индексный метод определения цены предложения подрядчика, который предполагает сочетание ресурсного и индексного методов определения цены, т.е. стоимость ресурсов, на которые имеются средневзвешенные и (или) действующие (текущие) цены, определяется с применением этих цен, а на стоимость ресурсов, цены на которые отсутствуют, - с применением индексов изменения стоимости, рассчитанных подрядчиком самостоятельно или утверждаемых ежемесячно органами государственного управления по элементам затрат

При применении ресурсного или ресурсно-индексного метода в качестве исходных данных для определения прямых затрат в локальных сметных расчетах (сметах) обычно выделяют следующие ресурсные показатели:

1. данные о трудоемкости работ для определения размеров оплаты труда рабочих, выполняющих соответствующие работы и обслуживающих строительные машины (единица измерения - чел.-ч);

2. данные о времени использования строительных машин (единица измерения - маш.-ч);

. данные о расходе материалов, изделий, деталей и конструкций (единица измерения - м3, м2, т и пр.). В составе последних данных выделяются также расход ресурсов на транспортировку материалов, изделий, деталей и конструкций от поставщика до приобъектного склада подрядчика, масса строительных материалов, изделий, деталей и конструкций.

Перейти на страницу: 1 2

Антимонопольная политика Российской Федерации
Глобализация мировых экономических процессов, активно влияющих на формирование национальных экономик, оказывает давление на разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции. Цели государственного и антимонопольного регулирования в этих условиях заключ ...

Формирование производственной мощности промышленного предприятия
Производственная мощность является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявл ...