Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Двухэтапная оплата (двойные тарифы)

Как мы знаем, причина существования ценовой дискриминации заключается в стремлении монополиста к получению максимума экономической прибыли. Успех выполнения этой задачи зависит от способности монополиста сегментировать рынки. Двойные тарифы могут решать эти задачи, если рыночная сегментация незаконна или слишком обременительна.

Двойной тариф (двухэтапная оплата) - это ценовая политика, при которой потребитель вносит плату за право покупки товара, а затем дополнительно оплачивает покупку каждой единицы товара.

То есть, сначала покупатель осуществляет вступительный взнос за право доступа на рынок. Получив такое право, он покупает столько товаров и услуг, сколько сочтет нужным. Допустим, инвестор, покупая место на бирже, платит за привилегию непосредственно участвовать в потенциально доходном рынке. Спортивные клубы, коммунальные службы, парки отдыха очень часто применяют двухэтапную оплату.

Модель двухэтапной оплаты изображена на рис.6,а. например, продавец устанавливает цену, равную площади треугольника S0, за право покупать товар по цене Р0. При этом излишек покупателя S0 равен максимальной плате за право покупки товара.

Рис.6. Двойные тарифы

Здесь потребитель получает возможность купить q0 единиц товара. Если цена упадет до уровня Р1, а величина закупок q и плата за право покупки S увеличатся (соответственно до q1 S0+ΔS), то покупатель должен увеличить свой вступительный взнос.

Задача продавца определить оптимальную комбинацию вступительного взноса (F) и цену использования (Р), при которых прибыль достигает максимума.Эта задача непростая,см.рис.6,б. При этой цене товара увеличение вступительного взноса (F) снижает излишек покупателя (S). Покупатель должен сравнить свой излишек (S) со вступительным взносом (F). Если S < F, то рациональный покупатель воздержится от покупки товара.

Повышение вступительного взноса (F) сдвигает рыночную кривую D влево вниз, то есть все больше потребителей покидают рынок. Этот эффект усложняет выполнение задачи, но одновременно дает инструмент для ее решения. Для данного количества потребителей (n) на рынке вступительный взнос (F) должен соответствовать минимальному излишку покупателя среди n потребителей, которые покупают товар при данном объеме.

Эта ситуация может быть проанализирована при помощи двух допущений:

1) количество потребителей (n) принимается за величину постоянную;

2) кривые спроса не пересекаются.

Первое допущение показывает, что кривая рыночного спроса (D) неподвижна.

Второе допущение дает возможность «ранжировать» инидивидуальные кривые спроса (d1,d2,…….dn) от самого низкого уровня к самому высокому, при этом, для любой данной цены количества единиц товара, закупаемые индивидами, ранжированы таким же образом: q1<q2<….<qn. При этих допущениях рыночный объем спроса (Q) определяется как сумма q, которая должна превосходить величину nq1 (ведь q1-минимальный объем закупок покупателя с минимальным спросом):

Q = q1 > nq1

Допустим, что монополист установил цену P0 (рис.6,б). При этой цене он продает общий объем товаров величиной Q0, и покупатель с наименьшим спросом купит q01, внося вступительный взнос abP0 (как и каждый из покупателей). Умонополиста не будет желания понизить цену (увеличить объем товара Q) при условии, что MR = MC в точке A. Если количество продаж возрастет от Q0 до Q1, цена упадет с P0 до P1 , вступительный взнос вырастает на P0 bcP1 ,или приблизительно на q1ΔР. При бесконечно малом увеличении рыночного спроса (dQ) изменение величины вступительного взноса F представляется следующим образом:

= - q1

Тогда предельный доход монополиста равен:

MR* = MR + n=P + (Q-nq1)

Поскольку nq1<0, то MR<MR*<P, то кривая MR* лежит между кривой спроса D и кривой предельного дохода MR(рис.6,б). Следовательно, цена максимизации прибыли фирмы (Р*) и объем выпуска (Q*) определяются пересечением линий MR* и MC. Так как MR* находится между кривой MR и кривой спроса D, равновесное состояние при двойном тарифе занимает промежуточное положение между чистой монополией и чистой конкуренцией. То есть, эффект от введения двойного тарифа похож на эффект, вызванный ценовой дискриминацией.

Перейти на страницу: 1 2

Характеристика ОАО Варненский КХП
Краткая характеристика ОАО «Варненский КХП» Полное и сокращенное название: ОАО «Варненский Комбинат хлебопродуктов», ОАО «Варненский КХП». Организационно-правовая форма: Открытое Акционерное Общество (ОАО) Почтовый адрес: 454091, Россия, Челябинская область с. Варна, ...

Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО РА Грейт)
На сегодняшний день экономическая ситуация в России остается все еще достаточно сложной. Инфляция, нестабильность и несовершенство законодательной и налоговой базы, снижение объемов производства в первой половине 90-х годов привели к тому, что до настоящего времени более тр ...