Crossfinances

Финансовая аналитика

Категории

Государственное регулирование ценообразования естественных монополий

В большинстве отраслей избежать образования монополий невозможно. Нельзя иметь в доме две линии теплопередачи от двух компаний, два газопровода, несколько линий электроэнергии и т.д. В большинстве отраслей экономики образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование.

Фирма является естественной монополией, если уменьшение ее средних и предельных издержек наблюдается на всем промежутке ее объемов производства. В связи с убыванием средних издержек АС(у) предельные издержки МС(у) будут ниже средних издержек. Понятие «естественная монополия» отражает тот факт, что экономия от масштаба производства позволяет одной фирме удовлетворить весь рыночный спрос до того, как отдача от масштаба начнет снижаться, т.е. когда линия средних издержек АС(у) пойдет вверх. Поэтому в данной ситуации входные барьеры в отрасль обусловливаются технологией фирмы, а не правами собственности. Замена одной большой фирмы несколькими меньших размеров приведет к росту затрат.

Рис.8.Регулирование естественной монополии

Задача функционирования любой монополии состоит в максимизации ее прибыли в течение некоторого фиксированного времени. Оптимальный выпуск у(m) естественной монополии есть абсцисса точки Е пересечения линий МС(у) и МR(у), цена одной р(m) единицы продукции естественной монополии есть ордината р(m) точки F, максимальная прибыль PR(m) естественной монополии равна площади |Hр(m)FG|2 прямоугольника Hр(m)FG (см.рис.8). В связи с высокими средними затратами АС (у) и относительно наибольшим выпуском у(m) максимальная прибыль PR(m) естественной монополии относительно невелика.

Если естественная монополия выпускает продукцию, востребованную обществом, то ее относительно малый выпуск у(m), который максимизирует ее прибыль PR(m) и является для монополии наилучшим решением, может оказаться неприемлемым для общества. Поэтому здесь необходимо регулировать работу естественной монополии.

Регулирующий орган может установить за единицу продукции естественной монополии цену р(с), которая аналогична цене, появляющейся в условиях чистой конкуренции, ибо р(с) (см.рис.8) - ордината точки Ес пересечения линий МС(у) и АR(у). Установление цены р(с) на уровне МС(у) называют также предельным ценообразованием. В связи с тем, что цена р(с) аналогична цене в условиях чистой конкуренции, данное решение о регулировании функционирования естественной монополии называется первым наилучшим решением. Однако это решение, относительно высокий выпуск у(с) и относительно низкая цена р(с), которая является таковой из-за низких предельных затрат МС(у), наилучшим является для общества, но не для естественной монополии, ибо при таких цене и выпуске она будет иметь отрицательную прибыль PR(с) в случае как краткосрочного, так и долгосрочного периода и поэтому покинет рынок. Чтобы этого не произошло, естественной монополии следует выдать дотацию в размере, необходимом для компенсации отрицательной прибыли. Однако, на практике решение о размере дотации может оказаться достаточно сложным в связи с невозможностью получения оценок высоких постоянных затрат и возможной неэффективности технологии и управления естественной монополии.

Взаимоприемлемым решением для регулирования естественной монополии является установление цены р(r) за единицу продукции естественной монополии (см.рис.6) Такое решение называется вторым наилучшим решением. Здесь цена р(r) равна ординате точки Er (=Gr) пересечения линий AC(y) и AR(y), а прибыль P R(r) естественной монополии равна нулю (см.рис.6), на котором доход R(r) и издержки С(r) равны площади |Op(r) Ery(r)|2 прямоугольника Op(r) Ery(r). При нулевой прибыли естественная монополия может функционировать как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Поскольку на монополизированном рынке нет конкуренции, конкуренция может иметь место в борьбе за место на рынке. Регулирующий орган может провести аукцион и по его результатам передать рынок той фирме, которая обязуется вносить в бюджет, самую большую сумму. Конкуренцию за рынок называют конкуренцией по Демзетцу, который ее впервые описал. Фирма, победившая на аукционе, обеспечит выпуск продукции в объеме y(m) по цене р(m), но значительную часть своей максимальной прибыли PR(m) фирма будет перечислять в бюджет в качестве оплаты за право обслуживать рынок. Относительно малый объем y(m) выпуска фирмы является одним из недостатков такого способа регулирования естественной монополии.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ финансовой устойчивости оптовой торговой организации (на материалах ОАО Торгодежда)
Процессы, происходящие в отечественной и зарубежных экономиках, наглядно показывают, что экономическая и социальная стабильность общества во многом зависит от финансовой устойчивости организаций. Финансовая стабильность субъектов предпринимательской деятельности - одно из в ...

Анализ финансовых рисков в динамике с использованием группировки
В условиях рыночных отношений проблема оценки риска финансово-хозяйственной деятельности предприятий приобретает самостоятельное теоретическое и прикладное значение как важная составная часть теории и практики управления. Предприятиям следует не избегать риска, а уметь у ...