Категории
Понятие, состав и классификация оборотного капитала
) в зависимости от стандартов учета и отражения в балансе фирмы - оборотные средства в запасах, денежные средства, расчеты и прочие активы;
) в зависимости от материально-вещественного содержания - предметы труда, готовая продукция и товары, денежные средства и средства в расчетах.
Источники формирования оборотного капитала. Вопрос об источниках формирования оборотного капитала очень важен. Конъюнктура рынка постоянно меняется, поэтому потребности фирмы в оборотных средствах не стабильны. Покрыть эти потребности только за счет собственных источников становится практически невозможно. Привлекательность работы за счет собственных источников уходит на второй план. Опыт показывает, что в большинстве случаев эффективность использования заемных средств оказывается более высокой, чем собственных.
Структура источников формирования оборотного капитала охватывает:
собственные источники;
заемные источники;
дополнительно привлеченные источники.
Как правило, минимальная потребность фирмы в оборотном капитале покрывается за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала, резервного капитала, фонда накопления и целевого финансирования. Однако в силу ряда причин у фирмы возникают временные дополнительные потребности в оборотном капитале. В этом случае финансовое обеспечение сопровождается привлечением заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного вклада работников фирмы, облигационных займов.
Механизм формирования и использования оборотного капитала оказывает активное влияние на ход производства и выполнение текущих производственных и финансовых планов.
Оборотные средства должны обеспечивать непрерывность процесса производства. Поэтому состав и размер потребности фирмы в оборотных средствах определяется не только потребностями производства, но и потребностями обращения. Для этого необходимо вести точный расчет потребности фирмы в оборотном капитале из расчета времени пребывания оборотных средств в сфере производства и в сфере обращения.
В основе управления оборотным капиталом лежит определение оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, обеспечивающих стабильную и эффективную деятельность предприятия.
Целевой установкой управления оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотного капитала, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.
Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От этого зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов. Это отражается на себестоимости продукции и соответственно на финансовых результатах предприятия.
Интенсивность использования в обороте капитала измеряется либо его оборачиваемостью, то есть числом оборотов за отчетный период, либо его нагрузкой, то есть выпуском и продажей продукции, приходящейся на единицу капитала. В связи с этим большое значение приобретает расчет оборачиваемости средств, вложенных в материальные запасы. Также необходимо проанализировать, насколько интенсивно используется вся сумма капиталов, авансированных в предприятие в сопоставлении с общим оборотом по продажам.
Эти величины рассчитываются в виде относительных показателей. Однако показателям оборачиваемости оборотных средств свойственно и присвоение натуральных измерителей. Их можно измерить числом оборотов за определенный период времени или продолжительностью одного оборота. И это объяснимо, так как по окончании срока оборота вся сумма участвовавших в нем средств возвращается предприятию.
Цикличность экономического развития
Современное
общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые
может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако долговременный
экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами
экономической нестабильности. Эк ...
Ценовая политика на предприятии
Ценовая
политика предприятия - важнейшая составная часть маркетинговой политики,
состоящая в установлении цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных
условиях, и включающих выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы
предприятия, выбор ценовых рыночных страт ...